Как зажечь звезду, или Одаренным требуются вузовские наставники
Завершился республиканский этап предметных олимпиад для старшеклассников.
Наши школьники завоевали четыре первых места: девятиклассники Константин Столяров (школа № 17) по географии, Виктория Лисицына (№ 3) по литературе, Екатерина Иванова и десятиклассница Татьяна Федорова (обе из лицея № 18) по экологии. Насколько удачным можно считать такое выступление новочебоксарской команды? Почему в этом списке нет победителей по математике, физике, информатике? Отчего представители гимназии № 6 завоевали 14 призовых мест, но при этом не смогли подняться на высшую ступень пьедестала почета? На эти и другие вопросы, касающиеся подготовки одаренных детей, мы попытались найти ответы.
Исполняющий обязанности руководителя Центра мониторинга и новых образовательных технологий старший методист отдела образования администрации Новочебоксарска Антон Ширшов пояснил, что в прошлом году первых мест наши заняли только два, а призовых 42 (в этом году 52). Еще раньше количество призовых мест в среднем составляло 25-27. Так что судя по статистике результаты неплохие.
Теперь что касается математики и физики. “По некоторым предметам победу одержать очень сложно, — считает А.Ширшов. — В ряде чебоксарских учебных заведений работа с одаренными по профильным предметам учебного заведения ведется целенаправленно, подготовка к олимпиаде ставится во главу угла. Например, в гимназии № 4 специализируются на иностранных языках, в лицее № 2 на технических дисциплинах. Причем отобранных талантливых детей обучают лучшие учителя Чебоксар”.
Что же мешает действовать по тому же сценарию нам? Вроде бы и специализированные учебные заведения — гимназия и лицей — готовы обучать талантливых ребят, и выдающиеся учителя в Новочебоксарске имеются.
Преподаватель информатики гимназии № 6 Сергей Ижбараев касательно своего предмета уверен, что проблема заключается именно в кадрах. Уход квалифицированных информатиков из школ сказался на качестве подготовки тех же олимпиадников. Потому-то на городском уровне в олимпиаде по информатике и побеждает то одна, то другая школа.
Подрастет очередной самородок, при той или иной мере поддержки своего преподавателя проявит себя на городском уровне и “гаснет” (выпускается из школы). “Для того чтобы достойно показать себя на республиканской олимпиаде, одного таланта мало, — считает С.Ижбараев, — нужна помощь квалифицированного учителя. Еще лучше, если он будет работать в тандеме с вузовским преподавателем. Для олимпиады российского уровня такое сотрудничество просто необходимо”.
Заместитель директора гимназии № 6 Валентина Лазарева считает, что 14 призовых мест на олимпиадах по абсолютно разным предметам — это очень неплохой результат. Причем похвастаться таковым может далеко не каждая школа, в том числе и в Чебоксарах. Чтобы участвовать в заключительном этапе олимпиад, не нужно обязательно быть абсолютным победителем, достаточно набрать необходимое количество баллов. Такие учащиеся есть в гимназии и в этом году.
Олимпиады, по ее мнению, для сравнительно небольшого числа учеников. Муниципальное задание, полученное учебным заведением, не включает в себя подготовку определенного числа победителей олимпиад. Показатель качества работы педагогов — результаты государственной итоговой аттестации в 9 классе и единого госэкзамена в 11-м.
Председатель президиума общественной организации “Ассоциация учителей Чувашии” учитель физики лицея № 18 Людмила Турковская рассказала, что олимпиадник — это ребенок, желающий постигать новое не только на уроках, но и во внеурочное время, заниматься дополнительно. Таких, к сожалению, становится все меньше. Учителя делают что могут, занимаются с одаренными после уроков, но этого недостаточно.
Который год ведутся разговоры о создании в Новочебоксарске научного общества. Например, можно на базе ЦРТДиЮ собрать одаренных учеников из разных школ, пригласить для работы с ними не только лучших учителей города, но и вузовских преподавателей. Тогда и результаты будут лучше, чем сейчас.
Конечно, работа с одаренными не ограничивается подготовкой к олимпиадам. Школьники участвуют в научно-практических конференциях, занимаются спортом, музыкой, искусством... Но именно олимпиады, замечают в отделе образования, позволяют сначала выявить склонность к тому или иному предмету, а потом определиться с будущей профессией. Поэтому их значение трудно переоценить.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати