9 мая - День Великой Победы

Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Капитан, капитан, улыбнитесь!

Капитан теплохода “Чувашия” Михаил Мохаткин. Капитан, капитан, улыбнитесь! Теплоход “Чувашия” Профессионал

Капитан теплохода “Чувашия” Михаил Мохаткин.

Матрос Ирина Степанова из Новочебоксарска.Капитан, капитан, улыбнитесь! Теплоход “Чувашия” Профессионал

Матрос Ирина Степанова из Новочебоксарска.

Боцман Сергей Федисов. Капитан, капитан, улыбнитесь! Теплоход “Чувашия” Профессионал

Боцман Сергей Федисов.

Один из трех мотористов-рулевых экипажа Илья Двоскин.Капитан, капитан, улыбнитесь! Теплоход “Чувашия” Профессионал

Один из трех мотористов-рулевых экипажа Илья Двоскин.

Начальник речного причала Елена Васильева.Капитан, капитан, улыбнитесь! Теплоход “Чувашия” Профессионал

Начальник речного причала Елена Васильева.

Капитан, капитан, улыбнитесь! Теплоход “Чувашия” Профессионал

Капитан, капитан, улыбнитесь!

Капитан, капитан, улыбнитесь! Теплоход “Чувашия” Профессионал

Капитан, капитан, улыбнитесь!

Капитан, капитан, улыбнитесь! Теплоход “Чувашия” Профессионал

Капитан, капитан, улыбнитесь!


0

Из всей речной флотилии, что кишела на Волге в восьмидесятые годы прошлого века, сейчас (не считая новых “Валдаев”) остались только два пассажирских теплохода. Один из них, двухпалубная “Чувашия”, с 22 мая осуществляет прогулочные рейсы. Мы напросились в гости и отправились в часовое путешествие вверх по Волге, заняв место в рубке рядом с капитаном.

Речной волк
У штурвала, который выглядит совсем не так, как мы привыкли себе его представлять (не в виде рулевого колеса, а в виде рычага), находился 65-летний Михаил Мохаткин, общий капитанский стаж которого около 40, а навигационный 49 лет. Михаил Леонидович родом из Марий Эл, но уже давно живет в Чебоксарах.
“С малых лет мечтал стать капитаном, — рассказывает он, — родился на Волге. Когда подрос, у меня были свои лодки с мотором, на которых я катался целыми днями. Выучился на техника-судоводителя, работал на разных судах, в том числе и на “Метеоре”. Управлять им, кстати, сложнее: судно считается скоростным, разгоняется до 65 км/ч. Находишься в по­стоянном напряжении, смотришь, чтобы не зацепить крылом какое-нибудь бревнышко или даже щепку. А у “Чувашии” максимальная скорость всего 23 км/ч. Правда, когда сильный ветер, приходится попотеть: нужно быстро думать и принимать правильные решения, чтобы при большом волнении реки суметь пришвартоваться и чтобы не залило водой корабль, не кидало его на волнах. Особенно большие ветра бывают в Юрьино, там волны достигают 1,5-2 метров. Как-то лобовое стекло волной выбило, салон заливать начало, но мы сумели вовремя среагировать и справились с проблемой”.

Теплоход “Чувашия” и его команда

Корабль не молодой, ему около 30 лет, но надежный и удобный. Два двигателя по 150 л. с., каждый обеспечивает стабильный ровный ход. Все неказистые кнопочки и рычажки советского образца исправно работают. Верхняя палуба после небольших перестановок легко превращается в танцпол. Пассажиро­вместимость — 240 человек.
Экипаж корабля состоит из семи человек: капитан, три моториста-рулевых, два матроса, один механик.
“Самое сложное — это набрать правильную команду, — делится Михаил, — надо чтобы тебя уважали, тогда и работать будут на совесть. Сейчас у нас прекрасный коллектив, всеми доволен. Чтобы стать капитаном, нужно стремление, желание учиться. И любить Волгу, конечно же”.
Каково же было мое удивление, когда мне представили матроса. Это 61-летняя новочебоксарка Ирина Степанова. Здесь женщина на корабле к удаче, чистоте и порядку. Именно такие обязанности лежат на матросах пассажирских судов Чебоксарского речного порта.
“Матрос — он как проводник в поезде или стюардесса в самолете. Следит за порядком, убирается, работает с пассажирами. У нас очень хорошие матросы!” — улыбается капитан корабля.

Матрос по имени Ирина
“Работаю матросом с 2006 года, — рассказала Ирина Павловна, — до этого на новочебоксарской пристани трудилась старшим кассиром. Когда ее закрыли, пришла сюда, в 46 лет выучилась на матроса, вот работаю. Убираюсь, смотрю за пассажирами, чтобы никто не пострадал из-за собственного любопытства. А то есть любители, то спасательные жилеты им обязательно нужно проверить, то спасательный круг надеть для красивого фото,  а то и на леерное ограждение залезть. А другие смотрят: “О, жилет надел. Мы что, тонем?” Паника может начаться, а паника на корабле — беда!”

Ложка дегтя
Кстати, капитан признался, что сейчас пассажиры все же культурнее, чем были раньше. “Бывало, и дрались. Из-за чего? Поводы разные могут быть, из-за женщин, например. А сейчас камеры стоят везде, диспетчеры следят. Сейчас во многом лучше стало, облегчает работу автоматическое слежение ГЛОНАСС: знаем, где и какие суда идут, на каком расстоянии. Четыре радиостанции на теплоходе вместо одной, прежде связь периодически пропадала”.
Единственное, что омрачает общую картину, — это распоясавшиеся водители маломерных судов (моторок в просторечии). По его словам, многие судоводители правила плавания не соблюдают. По реке летают, не смотрят, куда ведут судно, нетрезвыми садятся к рулю. На судовой ход не имеют права заходить, но заходят; должны пропускать большие суда, но не пропускают.
“Был случай пару лет назад, — рассказал Михаил Леонидович. — В 20.30 мы совершали последний рейс, уже темнело. У нас пассажиров человек 80, идем в порт, а тут с Сосновки маломерное судно летит наперерез. Сирену включили — никакой реакции, приближается. Мы шли на полном ходу, срочно переключились на полный назад. Таким образом сумели затормозить, судно у нас перед самым носом проскочило. Если бы не тормозили, то финал был бы трагичным. Смотрим, а в рубке музыка на полную громкость, лампочки мигают, дискотека, в общем. Не знаю, понимали ли там, чем грозит столкновение”.

Влюбленные в работу на реке
В речном порту случайных людей нет, здесь практиче­ски все работают годами, потому что влюблены в свое дело. Так, начальник речного причала Елена Васильева трудится здесь уже 20 лет: “Мама заманила, она всю жизнь проработала в речном порту, в том числе кассиром-матросом на пароме. Я пришла студенткой, чтобы чем-то себя занять между сессиями. Трудилась в справочной службе, диктором была, а сейчас вот начальник. У нас многие так: ребята приходят береговыми матросами, мотористами, получают образование, проходят стажировку, становятся капитанами”.
24-летний моторист-рулевой Илья Двоскин, который приехал к нам учиться из Сургута, тоже мечтает стать капитаном, как его отец и дед.
Кстати, нашему капитану за 40 лет совсем не надоело управлять судами. Уверяет, что корабль — это его любимый транспорт, и не только для работы: в отпуск он тоже отправился бы на корабле.
И морская романтика в XXI веке на судне конца 80-х сохранилась: на открытии навигации первым на корабль запускают непременно мужчину — на всякий случай.
Но мы-то знаем, что и без этого с такой замечательной командой наш теплоход будет сопровождать только удача.
Кстати, возможно, с июня “Чувашия” снова начнет возить пассажиров “на тот берег”. Возможны и другие нововведения, следите за анонсами.
Фото автора


СПРАВКА

В 2019 году все пассажирские рейсы были приостановлены, теплоходы стояли на зимовке. В 2020 году пассажирская навигация возобновилась, осуществлялись прогулочные рейсы и перевозки на левый берег Волги и обратно.

Регина МАКСИМОВА
  • Капитан теплохода “Чувашия” Михаил Мохаткин.
  • Матрос Ирина Степанова из Новочебоксарска.
  • Боцман Сергей Федисов.
  • Один из трех мотористов-рулевых экипажа Илья Двоскин.
  • Начальник речного причала Елена Васильева.
  • DSC_0478_kapitan.JPG
  • t6NW4O6VISA_kapitan.jpg
  • DSC_0477_kapitan.JPG