Капитан, капитан, улыбнитесь!
Из всей речной флотилии, что кишела на Волге в восьмидесятые годы прошлого века, сейчас (не считая новых “Валдаев”) остались только два пассажирских теплохода. Один из них, двухпалубная “Чувашия”, с 22 мая осуществляет прогулочные рейсы. Мы напросились в гости и отправились в часовое путешествие вверх по Волге, заняв место в рубке рядом с капитаном.
Речной волк
У штурвала, который выглядит совсем не так, как мы привыкли себе его представлять (не в виде рулевого колеса, а в виде рычага), находился 65-летний Михаил Мохаткин, общий капитанский стаж которого около 40, а навигационный 49 лет. Михаил Леонидович родом из Марий Эл, но уже давно живет в Чебоксарах.
“С малых лет мечтал стать капитаном, — рассказывает он, — родился на Волге. Когда подрос, у меня были свои лодки с мотором, на которых я катался целыми днями. Выучился на техника-судоводителя, работал на разных судах, в том числе и на “Метеоре”. Управлять им, кстати, сложнее: судно считается скоростным, разгоняется до 65 км/ч. Находишься в постоянном напряжении, смотришь, чтобы не зацепить крылом какое-нибудь бревнышко или даже щепку. А у “Чувашии” максимальная скорость всего 23 км/ч. Правда, когда сильный ветер, приходится попотеть: нужно быстро думать и принимать правильные решения, чтобы при большом волнении реки суметь пришвартоваться и чтобы не залило водой корабль, не кидало его на волнах. Особенно большие ветра бывают в Юрьино, там волны достигают 1,5-2 метров. Как-то лобовое стекло волной выбило, салон заливать начало, но мы сумели вовремя среагировать и справились с проблемой”.
Теплоход “Чувашия” и его команда
Корабль не молодой, ему около 30 лет, но надежный и удобный. Два двигателя по 150 л. с., каждый обеспечивает стабильный ровный ход. Все неказистые кнопочки и рычажки советского образца исправно работают. Верхняя палуба после небольших перестановок легко превращается в танцпол. Пассажировместимость — 240 человек.
Экипаж корабля состоит из семи человек: капитан, три моториста-рулевых, два матроса, один механик.
“Самое сложное — это набрать правильную команду, — делится Михаил, — надо чтобы тебя уважали, тогда и работать будут на совесть. Сейчас у нас прекрасный коллектив, всеми доволен. Чтобы стать капитаном, нужно стремление, желание учиться. И любить Волгу, конечно же”.
Каково же было мое удивление, когда мне представили матроса. Это 61-летняя новочебоксарка Ирина Степанова. Здесь женщина на корабле к удаче, чистоте и порядку. Именно такие обязанности лежат на матросах пассажирских судов Чебоксарского речного порта.
“Матрос — он как проводник в поезде или стюардесса в самолете. Следит за порядком, убирается, работает с пассажирами. У нас очень хорошие матросы!” — улыбается капитан корабля.
Матрос по имени Ирина
“Работаю матросом с 2006 года, — рассказала Ирина Павловна, — до этого на новочебоксарской пристани трудилась старшим кассиром. Когда ее закрыли, пришла сюда, в 46 лет выучилась на матроса, вот работаю. Убираюсь, смотрю за пассажирами, чтобы никто не пострадал из-за собственного любопытства. А то есть любители, то спасательные жилеты им обязательно нужно проверить, то спасательный круг надеть для красивого фото, а то и на леерное ограждение залезть. А другие смотрят: “О, жилет надел. Мы что, тонем?” Паника может начаться, а паника на корабле — беда!”
Ложка дегтя
Кстати, капитан признался, что сейчас пассажиры все же культурнее, чем были раньше. “Бывало, и дрались. Из-за чего? Поводы разные могут быть, из-за женщин, например. А сейчас камеры стоят везде, диспетчеры следят. Сейчас во многом лучше стало, облегчает работу автоматическое слежение ГЛОНАСС: знаем, где и какие суда идут, на каком расстоянии. Четыре радиостанции на теплоходе вместо одной, прежде связь периодически пропадала”.
Единственное, что омрачает общую картину, — это распоясавшиеся водители маломерных судов (моторок в просторечии). По его словам, многие судоводители правила плавания не соблюдают. По реке летают, не смотрят, куда ведут судно, нетрезвыми садятся к рулю. На судовой ход не имеют права заходить, но заходят; должны пропускать большие суда, но не пропускают.
“Был случай пару лет назад, — рассказал Михаил Леонидович. — В 20.30 мы совершали последний рейс, уже темнело. У нас пассажиров человек 80, идем в порт, а тут с Сосновки маломерное судно летит наперерез. Сирену включили — никакой реакции, приближается. Мы шли на полном ходу, срочно переключились на полный назад. Таким образом сумели затормозить, судно у нас перед самым носом проскочило. Если бы не тормозили, то финал был бы трагичным. Смотрим, а в рубке музыка на полную громкость, лампочки мигают, дискотека, в общем. Не знаю, понимали ли там, чем грозит столкновение”.
Влюбленные в работу на реке
В речном порту случайных людей нет, здесь практически все работают годами, потому что влюблены в свое дело. Так, начальник речного причала Елена Васильева трудится здесь уже 20 лет: “Мама заманила, она всю жизнь проработала в речном порту, в том числе кассиром-матросом на пароме. Я пришла студенткой, чтобы чем-то себя занять между сессиями. Трудилась в справочной службе, диктором была, а сейчас вот начальник. У нас многие так: ребята приходят береговыми матросами, мотористами, получают образование, проходят стажировку, становятся капитанами”.
24-летний моторист-рулевой Илья Двоскин, который приехал к нам учиться из Сургута, тоже мечтает стать капитаном, как его отец и дед.
Кстати, нашему капитану за 40 лет совсем не надоело управлять судами. Уверяет, что корабль — это его любимый транспорт, и не только для работы: в отпуск он тоже отправился бы на корабле.
И морская романтика в XXI веке на судне конца 80-х сохранилась: на открытии навигации первым на корабль запускают непременно мужчину — на всякий случай.
Но мы-то знаем, что и без этого с такой замечательной командой наш теплоход будет сопровождать только удача.
Кстати, возможно, с июня “Чувашия” снова начнет возить пассажиров “на тот берег”. Возможны и другие нововведения, следите за анонсами.
Фото автора
СПРАВКА
В 2019 году все пассажирские рейсы были приостановлены, теплоходы стояли на зимовке. В 2020 году пассажирская навигация возобновилась, осуществлялись прогулочные рейсы и перевозки на левый берег Волги и обратно.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати