Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Кинооператор — волчок съемки

Обладатель премии “Ника-2009” в номинации “Лучшая операторская работа” за фильм “Волчок” Алексей Арсентьев. Фото Натальи Войнич.Кинооператор —  волчок съемки

Обладатель премии “Ника-2009” в номинации “Лучшая операторская работа” за фильм “Волчок” Алексей Арсентьев. Фото Натальи Войнич.


0

В апреле на Чебоксарском международном кинофестивале фильм “Волчок”, завоевавший в 2009 году множество отечественных и зарубежных наград, представлял оператор, уроженец Чебоксар, бывший фотокорреспондент “Граней” Алексей АРСЕНТЬЕВ. На днях он побывал в гостях у мамы и встретился с нашим корреспондентом.

— Алексей, расскажи о себе и как выбрал столь необычную профессию.
— Родился в Чебоксарах в 1979 году, учился в школе № 39. По ее окончании завалил экзамен на химфак и поступил в экономико-технологический колледж.Еще в школе, когда увлекся фотографией, решил во что бы то ни стало учиться во ВГИКе. После ее окончания еще не чувствовал в себе силы для этого, но верил, что поступлю обязательно.
— Как произошло знакомство с волшебством фотографии?
— В 9-м классе взял в руки фотоаппарат на какой-то вечеринке. Сначала, как и многих, меня завораживал момент появления изображения на фотобумаге, когда она лежит в проявителе, а дальше, как любое искусство, фотография стала для меня методом познания себя и людей.
В 60-70-х годах фотографией занимался каждый второй, у всех были дешевенькие пластмассовые “Смены”, дальномерные ФЭДы, “Киев” и “Зенит”. На них учились этому замечательному искусству.
Через полгода пришел заниматься в фотостудию на улице 139-й стрелковой дивизии к Сергею Иосифовичу Шкурло. Подошел к руководителю и сказал, что мечтаю поступить во ВГИК. Он удивился, но тут же показал мне лабораторию, познакомил с Евгением Константиновичем Шаплиным и ставшим моим наставником и мэтром фотографии Евгением Петровичем Лихошерстом, у которого была самая лучшая лаборатория в городе. Именно им я обязан всем, в том числе возможностью учиться во ВГИКе.
— После окончания колледжа понял, что готов к поступлению во ВГИК?
— И внутренне подготовился, накопил достаточное количество фотографий, которые не стыдно показать комиссии. Отобрать работы помог друг Женя Цветков, у него был опыт поступления. Кстати, недавно он с режиссером Сергеем Лобаном снял фильм “Шапито-шоу”, который стал лидером среди российских картин на последнем Московском кинофестивале.
— Вступительные экзамены на операторский факультет необычные?
— Тогда, в 2000 году, курс набирали Леонид Иванович Калашников, Александр Георгиевич Рыбин и Виктор Викторович Доброницкий. Сначала отослал свои работы и получил приглашение на следующие экзамены. По приезде получаешь такое задание, когда надо за восемь часов отснять две пленки и на следующий день напечатать фотографии на 6-8 жанров. Это позволяет комиссии получить подтверждение, что присланные на творческий конкурс фотографии действительно твои, и становится понятен уровень подготовки абитуриента.
Далее самое сложное — коллоквиум. Это свободное собеседование на любые темы, начиная от отношения к жизни, кончая теми снимками, которые ты принес. Во время коллоквиума мастерам становится понятно: интересно ли им будет с тобой общаться следующие пять лет.
Критерии отбора очень субъективные и ускользающие. Кроме владения ремеслом оценивается и личность. Все боятся экзамена, прозванного студентами “Угадайка”, когда показывают репродукции картин и тебе надо вспомнить название и имя художника.
— Как прошли пять лет учебы?
— Весело. Учились снимать кино не только на занятиях по предметам, но и в ходе творческого общения между студентами всех курсов и факультетов. Я понял, что оператор кино располагает более выразительными средствами, чем фотограф. Построение кадра другое. Фотограф работает с двухмерным пространством, а оператор кино с трехмерным. В пространстве перемещаются и камера, и сам, и актер, фоны никогда не бывают плоскими. Я с головой погрузился в изучение операторского ремесла.
— Когда же успел поработать в “Гранях”?
— Во время учебы на по­следнем курсе колледжа общался в клубе молодых журналистов “Тусовка-Я”, организованном Евгением Суховерко. Стремился попрактиковаться в большой город­ской прессе, вот и пришел в “Грани”.
— После окончания ВГИКа удачно складывалась карьера?
— Для начала надо было сделать дипломную работу. Снимал с режиссером Сашей Канановичем короткометражную картину “Цвет любви” на “Беларусьфильме” в совместном проекте Белорусской академии искусств и ВГИКа. Картина получила первую премию на 12-м конкурсе “Святая Анна” и приз зрительских симпатий на 25-м международном ВГИКовском фестивале. Это два наших главных студенческих конкурса.
Потом по заказу телеканала “Культура” снял три серии из восьми в документальном сериале “8 историй о любви и нелюбви”.
— Чем занимается продюсер?
— Наше кино на таком этапе, когда мы перенимаем опыт института продюсерства голливудский, европейский, а фоном остается то, что было в Советском Союзе, когда функции линейного, генерального, креативного продюсеров выполняли государство, режиссер, худсовет.
Например, при съемке сериалов большую роль играет креативный продюсер, ведь при столь длительном производственном процессе творческие группы во главе с режиссером и оператором меняются, и единственно, кто может удержать все в единой схеме, это он.
В нашей стране пытаются соединить западную и советскую схемы, так что появляются некоторые перекосы. А вообще, в идеале считается, что кино делает продюсер, потому что он тратит свои деньги, но таких в нашем кино не много.
— Какие еще фильмы были сняты в последние годы?
— В 2007 году с режиссером Алексеем Попогреб­ским, автором фильма “Как я провел этим летом”, снял две серии из телесериала “Судебная колонка”, который уже показали на Украине и теперь идет в России на Первом канале.
В 2009 году вышел фильм “Волчок”, ставший моей самой известной работой на сегодняшний день. Его признали лучшим фильмом 2009 года на фестивалях в Португалии, Цюрихе и “Кинотавре”. “Волчок” получил главный приз Кельнского фестиваля, призы за лучший фильм и дебют гильдии кинокритики и кинопрессы “Белый слон”, номинирован на Asia Pacific Screen Awards (“Азиатский Оскар”) за лучшую операторскую работу на австралийском кинофоруме. В 2010-м мне вручена премия “Ника” в номинации “Лучшая оператор­ская работа”.
В прошлом году с Сашей Канановичем на “Беларусьфильме” сняли “Дас ист фантастиш” и с известным режиссером чебоксарцем Александром Хваном сделали одну серию для сериала “Гаражи” по заказу Первого канала.
— Не жалеешь о выборе?
— Как я могу жалеть, если мое увлечение стало профессией? Это огромное счастье. Работа занимает как минимум треть нашей жизни, как, впрочем, и сон, поэтому к выбору профессии надо относиться очень внимательно, как и к выбору матраса (смеется).
— Что в планах?
— Снять хорошее кино. Это значит: честное, небезразличное по отношению к Человеку.
— Однажды в интервью Михаил Ефремов сказал, что готов сниматься в любом кино ради денег, по­скольку ему надо содержать большую семью. А ты станешь снимать незамысловатые сериалы?
— Я только что отснял сериал для НТВ про участкового полицейского. Он весной выйдет в эфир.
У меня в руках ремесло. Рассчитывать на то, что всегда будешь снимать гениальные картины, не приходится. Так что стесняться мне нечего. Готов снимать что угодно. Интерес можно найти в любом материале.
— С кем из режиссеров больше понравилось работать?
— Мне всегда везло. Все замечательные, это подарок судьбы.
— Почему не снимал с Попогребским “Как я провел этим летом”?
— Не позвал. К тому же на съемках были такие экстремальные условия, что я и не жалею. Они там выживали, а не снимали.
С Алексеем всегда приятно работать. С ним мы по­знакомились на съемках его дебютной картины “Коктебель”. Главным оператором был Шандор Беркеши, я — вторым.
— Я полагал, при удачном первом сотрудниче­стве тандем с режиссером сохраняется, а у тебя они меняются.
— У меня, по большому счету, кроме “Волчка” картин-то нет. А в сериалах замена творческих кадров просто необходима. Сериалы снимают блоками. Основная группа актеров работает на всей картине, а блоки из четырех-шести серий делают разные творческие тандемы.
— Обычно режиссер приглашает оператора?
— Чаще именно так. На “Волчка” меня порекомендовал Алексей Попогреб­ский продюсеру Роману Борисевичу.
— Кто в России лучший оператор?
— О коллегах плохо не говорят... Знаю, хороших операторов больше, чем каче­ственных сценариев и талантливых режиссеров.
— Разве после “Волчка” на тебя не посыпались предложения?
— Ничуть. Как говорил наш мастер, к премиям не стоит серьезно относиться. Призы для меня — это повод немного потешить самолюбие и порадовать маму. На карьере они не сильно отражаются. Но жаловаться не приходится, иногда на работодателей “статуэтка” производит впечатление. Вот если ты получаешь “Оскара”, то по поводу работы всю оставшуюся жизнь можешь не переживать. Наши “Ника” или “Золотой орел” практически мало значат.
— Родители чем занимаются?
— Папа умер, мама на пенсии.
— Есть увлечение?
— Если бы умел водить машину, думаю, это стало бы моим хобби.
— Продолжаешь фотографировать?
— Последнее увлечение — моментальная фотография. В ней слились единство дей­ствия, времени, события, единичность экземпляра. За три минуты готов отпечаток, это супермагия.
— Чем занимаешься между съемками?
— Работаю над собой. А если серьезно, то, например, недавно Ваня Ярмощук позвал в выставочный проект “Плацдарм-Симбирск”. У меня уже есть три идеи, но еще не решил, какую использовать.

  • Обладатель премии “Ника-2009” в номинации “Лучшая операторская работа” за фильм “Волчок” Алексей Арсентьев. Фото Натальи Войнич.

Комментарии

Изображение пользователя Совушка.

Боец невидимого фронта