Куда уходят ремесленники?
У Анатолия Вилкова есть диплом юриста, однако пока документ ему ни разу не пригодился. Поэтому он поступил в профессиональное училище № 23 Чебоксар. Там в столярной мастерской находится нынешнее главное дело его жизни. Туда мы и отправились вместе со старшим мастером Фаиной Михайловной Шурцевой.
Два овала, вырезанные из дерева и сложенные веером, издалека напоминали журнальный столик. Однако более пристальный взгляд тут же обнаружил знакомый еще по школьным учебникам силуэт — “Мыслитель” Родена. С одной стороны стола он черный, с другой — белый. И тут все прояснилось: да это же шахматный стол! Тут Толин преподаватель Вячеслав Аркадьевич Мельников принес вырезанных на станке пешек. “Остальные фигурки будут ручной работы!” — радостно сообщил он и развернул на столе бумаги со схемами. Проект грандиозный, понятно, что он не на шутку увлек и ученика, и мастера.
— С такой любовью к дереву относятся только те, у кого призвание к столярному делу, — уверен Вячеслав Аркадьевич.
Молодой человек в свою очередь оправдывает ожидания преподавателей: в конкурсах профессионального мастерства занимает призовые места. Талантливому юноше руководство ПУ даже предложило после окончания училища остаться преподавать. Только вот сомневаются, ведь такого столяра везде примут, да и зарплата краснодеревщика больше преподавательской будет.
Однако выпускников школ в последнее время рабочие профессии не прельщают. Порой всем классом поступают они в вузы. После, получив диплом юриста или экономиста, не каждый может позволить себе спуститься с небес: негоже с дипломом-то в рабочие.
На самом деле не так уж и страшен черт, как его малюют. И училище нынче гораздо мобильнее и гибче: следят за тем, как складывается ситуация на рынке труда, и на требования времени живо откликаются. Новую мастерскую собираются открывать — для парикмахеров. В большом и светлом зале уже установлены зеркала и рабочие столы. Желающих обучаться много и на других специальностях: “Портной”, “Оператор ЭВМ”, “Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования”, “Мастер столярного и мебельного производства”, “Секретарь-референт”, “Художник росписи по дереву”.
Однако мы неспроста отправились именно в это училище. Родителям слабослышащих, глухих, с задержкой в развитии или больных ДЦП оно хорошо знакомо. Здесь созданы условия для их обучения. В штате есть сурдопереводчик, педагог-психолог. Сюда поступают девушки после окончания коррекционных школ. После двух лет обучения по профессии “Портной” могут работать на производстве. Мальчишки учатся по профессии “Изготовитель художественных изделий из дерева”.
— Ребята послушные, терпеливые, — рассказывает мастер производственного обучения Алексей Егорович Лукианов, — очень стараются. Конечно, мы не ждем от них шедевров, но довольно сложные вещи к концу курса обучения они могут сделать.
К сожалению, большинство из тех, о ком принято деликатно говорить “человек с ограниченными возможностями здоровья”, после училища не находят своим умениям и навыкам достойного применения. Для них нет работы на заводах, их не ждут на фабриках.
А между тем они могли бы не только занять себя и зарабатывать на хлеб, но и принести пользу республике. Те же резчики и шкатулку тонкими кружевными узорами украсят, и любой кухонной вещичке, начиная от солонок до хлебниц, придадут приятный вид, а портнихи могут вещи шить лучше, чем китайцы. Их бы умения да на пользу!
Только вот, похоже, нужны они лишь училищу. Ведь после учебы их нигде и никто не ждет. Еще пара лет, и даже эти профессии можно будет смело отправлять в музей училища. Недавно вот туда “отправилась” и такая профессия, как “Мастер головных уборов”. Хотя горожане и сейчас названивают, когда нужно шапку из меха пошить или отремонтировать. Еще одна профессия, канувшая в Лету, — вышивальщица. Закрылась фабрика “Паха тере”, ненужными сразу оказались и чувашские салфетки.
В самом же училище создают все условия, чтобы и здоровые, и ребята с ограниченными возможностями здоровья чувствовали себя нужными. Они участвуют в конкурсах, веселятся на вечеринках и, обучаясь вместе, совершенно не ощущают дискомфорта. Теплоту отношений между преподавателями и студентами почувствовали и мы во время экскурсии по училищу.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати