Кукла творит чудеса
За ярким и красочным представлением скрывается сплоченная работа театральной детской труппы, труд педагогов и родителей. На премьере спектакля “Серая Звездочка”. Фото с сайта puppet21.ru
Кукловождение — нелегкий труд. К овладению этим мастерством дети идут маленькими шагами вместе с педагогами — артистами Театра кукол Юрием Терениным, Алиной Каликовой (на фото) и Николаем Соколовым.
Волшебство в кукольном театре начинается еще за сценой, когда кукла оживает в глазах маленького артиста.
Ребенок погружен в мир собственных переживаний, оторван от действительности, а врачи ставят неутешительный диагноз — расстройство аутистического спектра? Условием успешной социализации детей с ментальными нарушениями может стать творческая деятельность. Пока ребенок поет, танцует или рисует, он учится выражать свои эмоции. Еще веселее это проходит во время игры.
Оживить любимую куклу, сыграть главную роль в спектакле и найти друзей — мечты детей с особенностями развития осуществляются в театральной студии при Чувашском государственном театре кукол “Особые-разные-равные”. Занимаются в ней сейчас десять ребят, семеро из них имеют ограниченные возможности здоровья.
Студия была создана в 2019 году. Ей предшествовали другие социально-реабилитационные практики театра: проект “К тебе сказка в дом пришла”, фестиваль “Одинаковыми быть нам необязательно” с показом спектаклей для особенных зрителей, творческая семейная мастерская “ОСОБЫЕ-РАЗНЫЕ-РАВНЫЕ”.
“Говоря о проектах, нельзя умолчать о деятельности нашего директора Елизаветы Абрамовой. Именно ее креативные авторские идеи по “терапии искусством” были поддержаны грантодержателями и успешно реализованы в нашем театре. Первой реабилитационной практикой стал проект “К тебе сказка в дом пришла”, реализованный в 2009 году. Мы приходили домой к детям с нарушением опорно-двигательного аппарата или детским церебральным параличом и показывали спектакли с участием одного-двух актеров “Наивный суслик” и “Белая кошка”.
Во время представления замечали, что детям не просто интересно наблюдать со стороны, им хочется поучаствовать. Однажды мальчик с ДЦП, который самостоятельно не ходил, встал и потянулся к кукле. Это было чудо! Мы поняли, что работа с особенными детьми жизненно необходима и должна быть постоянной”, — рассказала руководитель литературно-драматургической части театра заслуженный работник культуры Чувашии Любовь ВДОВЦЕВА.
В процессе игры
Погрузиться в мир фантазий может каждый, но ведь гораздо интереснее, когда к твоей игре подключаются друзья, когда они создают новые обстоятельства для развития сюжета. Как вовлечь ребенка в общее дело? Игра на сцене — это не только веселье, это еще и большой труд, ответственность.
Занятия в студии начинаются с разминки. Вместе с Алиной Каликовой дети выполняют упражнения на пластику и учатся владеть своим телом. С Юрием Терениным занимаются актерским мастерством. А с Николаем Соколовым разминают речевой аппарат. И всё это выполняется в большом хороводе, что очень сближает детей.
Потом уже непосредственно переходят к репетиции. “Мы сначала несколько раз читаем сказку, пьесу по ролям. Знакомимся с героями и изучаем характер каждого. Потом учимся их оживлять. Кукловождение — это нелегкий труд, к овладению этим мастерством мы идем маленькими, но уверенными шажками”, — рассказывает руководитель студии заслуженная артистка Чувашской Республики Алина КАЛИКОВА.
Кукла — это удивительный инструмент в руках особенного ребенка, с ее помощью он может выразить свои эмоции и чувства. А также развить те навыки, которые в обыденной жизни ему тяжело даются. Перчаточная кукла чаще всего используется на занятиях в студии “Особые-разные-равные” и помогает в развитии моторики.
Планшетными и тростевыми куклами дети тоже пробуют играть, но научиться ими управлять сложнее. Для того чтобы кукла ожила, начала двигаться, говорить, что-то делать, ребята должны действовать в группе сообща.
“Мы замечаем положительные сдвиги в развитии воспитанников. Дети приходят пораньше, берут свою куклу и начинают с ней проигрывать сценки. Мы радуемся, когда они, как профессиональные актеры, начинают немного импровизировать в рамках образа своего героя. Когда они эмоционально подключаются к кукле, они развиваются как личности. Так они вливаются в игру, начинают чувствовать момент реальности, слушать окружающих”, — добавила Алина Ивановна.
Стать Звездочкой
Потихоньку участники студии познают мир театра, работу за кулисами, учатся взаимодействию на сцене, борются с различными страхами.
Как признается мама одного из участников студии Татьяна Салмина, ее сын сначала не понимал, что нужно делать, почему в театре нужно быть на сцене, а не в зале. Со временем Денис осознал, что он артист, понял, какая у него роль, запомнил слова и когда ему надо их произносить.
“Тут важно учитывать всё: желание ребенка, с каким настроением он пришел на занятие. Если не в духе, значит, сегодня у него такой день. В следующий раз он обязательно всё выполнит, а мы сегодня построим работу иначе, уделим внимание другим героям.
Детям с ментальными нарушениями тяжело дается запоминание слов. Долго заниматься нельзя. Поэтому мы просим родителей повторять дома. Этот огромный труд остается за кадром, но результат впечатляющий”, — рассказывает Алина Каликова.
Итоговой работой становится инклюзивный спектакль. Последний из них — “Серая Звездочка”. Обычно роли раздают педагоги, учитывая возможности каждого ребенка. Но в этот раз они позволили ученикам самостоятельно выбрать понравившуюся роль.
“Как и все дети (да и взрослые тоже), они мечтают быть главными героями. Вспоминаю и себя в детстве, — улыбнулась Алина Ивановна. — И думаю, что это хорошая черта. Когда скромная и тихая девочка по имени Аня сказала, что очень хочет быть Серой Звездочкой, я не смогла лишить ее этой мечты. Она плохо запоминала слова. Я поговорила с родителями, чтобы они дома побольше читали сценарий. Мы усерднее занимались на репетициях. И она сделала это, запомнила все свои реплики. Она исполнила свою мечту. Это была для нее огромная победа, а для родителей — великая радость.
На самом деле каждый из детей совершает множество побед, прежде чем выйти на сцену и отыграть спектакль. Сказать вовремя свою реплику — это победа. Помочь товарищу — это победа.
Наша студия предполагает инклюзивную работу, что помогает особенным детям легче интегрироваться в общество, а здоровым — учиться взаимопомощи и выручке. Они могут подсказывать реплику, помогают двинуть ножку кукле. Мы, руководители, это замечаем и радуемся. Мы становимся одной большой семьей, работаем над созданием спектакля вместе, живем в особой, дружной, творческой атмосфере закулисья”.
С прицелом на будущее
Когда занятий нет, дети с радостью посещают спектакли в родном театре. И не только адаптированные под особенных зрителей. Это приучает их к высокому искусству. Сидя в зрительном зале, смотря постановки, они уже как профессионалы делают маленькие рефлексии.
Как заметила Любовь Вдовцева, работать с такими детками могут лишь особенные педагоги — люди, которые чувствуют внутренний позыв, которые излучают доброту, тепло и любовь. И то, что педагоги студии “Особые-Разные-Равные” радуются каждой победе как своей, лишь подтверждает ее слова.
Без преувеличения, они выполняют великую миссию. И чувствуют ответственность за будущее своих воспитанников: “Мы хотим не только социализировать детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, но и помочь им самореализоваться в жизни. Не исключаем возможности дальнейшего трудоустройства наших воспитанников. Возможно, кто-то из них захочет работать в бутафорских цехах, театральных мастерских, создавать куклы. Не исключено, что кто-то станет профессиональным актером. Считается, что люди с ментальными нарушениями могут лишь выполнять монотонную работу. На деле же мы убеждаемся, что им все по силам. И мы в них верим”.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати