Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Ленты алая и голубая

ordien_sviatoivielikomuchienitsy.jpgЛенты алая и голубая 2012 - год российской истории

ordien_sviatoivielikomuchienitsy.jpg


0

Екатерины, надеть ордена!
7 декабря 1714 года, 298 лет назад, Петр I учредил орден Святой великомученицы Екатерины. Единственной при жизни Петра обладательницей награды стала его супруга Екатерина Алексеевна.

Во время Прутского похода (1711) турецкое войско окружило русскую армию. По легенде, Екатерина пожертвовала драгоценности на подкуп турецкого командующего Мехмед-паши — в результате было заключено перемирие. Муже­ственное поведение царицы, бывшей в походе в интересном положении, царь через три года отметил специально учрежденной наградой.
В “Гистории Свейской войны” сказано: “Сам наложил на ея величество новоучиненную кавалерию ордена Святыя Екатерины, который орден учинен в память бытности ее величества в баталии с турки у Прута, где в такое опасное время не яко жена, но яко муж­ская персона видима всеми была”.
Вступив на престол (1725), Екатерина I пожаловала знаками ордена дочерей — Анну и Елизавету. Орден стал высшей наградой для дам, а также для поощрения заслуг их мужей — обычно за просветительство и благотворительность (к тому же награжденный должен был выкупить за свои деньги попавшего в плен христианина).
В 1797 году Павел I законодательно закрепил обычай: каждая родившаяся великая княжна получала орден Святой Екатерины (с алой лентой), а новорожденный великий князь становился кавалером ордена Андрея Первозванного (с голубой лентой). Русская аристократия также перепоясывала новорожденных аналогичными лентами (разумеется, без награждения орденами).
7 декабря 1769 года, 243 года назад, императрица Екатерина II учредила “Военный орден Святого великомученика и Победоносца Георгия” (за военные подвиги) и в тот же день наградила себя орденом 1-й степени (впервые в России орден разделили на четыре степени). Следующим кавалером стал граф П.Румянцев-Задунайский за победу под Кагулом (1770).
В 1807 году был учрежден “Знак отличия военного ордена” для нижних чинов — серебряный крест (“солдатский Георгий”). До революции “Георгий” высшей категории вручался лишь 25 раз (последний в 1877-м) — великому князю Николаю Николаевичу Старшему за взятие Плевны и пленение армии Османа-паши, и лишь несколько человек стали полными кавалерами (всех степеней): М.Голенищев-Кутузов-Смоленский, М.Барклай-де-Толли, И.Паскевич-Эриван­ский, И.Дибич-Забалканский.
В новочебоксарском небе
7 декабря (начиная с 1994 года — в связи с 50-й годовщиной подписания Конвенции о международной гражданской авиации) отмечается Международный день гражданской авиации, учрежденный Ассамблеей Международной организации гражданской авиации (специализированного учреждения ООН).
Первая авиалиния в нашей стране (Москва — Нижний Новгород; 420 км) открылась в 1923 году. Тогда же Совет труда и обороны принял постановление об организации Совета по гражданской авиации, а М.Зощенко написал рассказ “Агитатор” о стороже авиационной школы, который в отпуске по заданию руководства “пропагандировал” достижения авиации, правда, по-своему — историями о катастрофах и гибели скота под винтом:
“— Ишь черти, вред им в ухо, — сказал кто-то. — До чего додумались! Лошадей крошить... И что ж, милый, развивается это?
— Я же и говорю, — сказал Косоносов, — развивается, товарищи крестьяне... Вы, этого, соберитесь миром и жертвуйте.
— Это на что же, милый, жертвовать? — спросили мужики.
— На ероплан, — сказал Косоносов.
Мужики, мрачно посмеиваясь, стали расходиться”.
Через сорок лет (1963) начал свою историю аэропорт в Чебоксарах, которым активно пользуются и новочебоксарцы. Посадочная глиссада самолетов пролегает как раз над нашим городом.
В былые годы по несколько раз в день небо над Новочебоксарском бороздили “кукурузники” Ан-2, комфортабельные Ту-134 и прочие. А в хорошую погоду самолеты на стоянках аэропорта можно было разглядеть нево­оруженным глазом даже с Солнечной (пока территорию за большим оврагом не застроили).
В настоящее время аэропорт приобрел статус международного, может принимать воздушные суда вплоть до 1-го класса (Ил-76, Ту-154, Боинг-737 и другие). Вот только рейсов стало заметно меньше, и пролетающий над Новочебоксарском самолет стал редким зрелищем, вызывающим живейшее любопыт­ство детворы (а когда-то голову на самолеты мало кто поднимал).

 Для знатоков “Граней”

На вопросы пятой недели ноября правильно ответили пенсионеры М.Архипова, Ю.Ершов, И.Ильин, В.Петров; домохозяйка Н.Леушина; школьница В.Алексеева; преподаватель ОБЖ Г.Хусаинов.

1. Определение “незнаменитая” финской войне в приведенных в заметке строках дал выдающийся советский поэт А.Твардовский;

2. Названия улиц Новочебоксарска, имеющие отношение к искусственному и естественному свету, — Энергетиков (дополнительно — Гидростроителей), Солнечная.

В ноябре успешно участвовали в конкурсе 10 читателей. Максимальное количество баллов (по 4) набрали М.Архипова, Ю.Ершов, И.Ильин, Г.Хусаинов. Победителем по жребию стал пенсионер Юрий Ершов. Для вручения приза (подписки на “Грани”) он приглашается в редакцию в четверг, 6 декабря, в 8.00.
Вопросы первой недели декабря:
1. В каком виде до наших дней дошел обычай награждать новорожденных великих князей и княгинь орденами?
2. Примерно на одной линии с взлетно-посадочной полосой Чебоксарского аэропорта — монумент жертвам Чернобыльской АЭС на улице Винокурова. Каково приблизительное расстояние от этого памятника до здания аэропорта?

Ответы принимаются в четверг, 6 декабря, по телефону 48-02-24 с 11.00 до 11.45; или до указанного времени отправляются по электронной почте на адрес alprosv@yandex.ru.
Отвечайте и выигрывайте подписку на “Грани”.

  • ordien_sviatoivielikomuchienitsy.jpg