Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Людмила Денисова: “Не смею слабой казаться, не смею сильных бояться”

Людмила Сергеевна ДенисоваЛюдмила Денисова:  “Не смею слабой казаться,  не смею сильных бояться”

Людмила Сергеевна Денисова

Творение...Людмила Денисова:  “Не смею слабой казаться,  не смею сильных бояться”

Творение...

Творение...Людмила Денисова:  “Не смею слабой казаться,  не смею сильных бояться”

Творение...

Творение...Людмила Денисова:  “Не смею слабой казаться,  не смею сильных бояться”

Творение...

Творение...Людмила Денисова:  “Не смею слабой казаться,  не смею сильных бояться”

Творение...

Творение...Людмила Денисова:  “Не смею слабой казаться,  не смею сильных бояться”

Творение...

Творение...Людмила Денисова:  “Не смею слабой казаться,  не смею сильных бояться”

Творение...


5

Людмила Сергеевна Денисова родилась в Новосибирске, выросла в Казахстане, городе Темиртау, здесь же окончила школу, получила профессиональное образование. Причиной смены местожительства стала профессия родителей — они химики-органики, устроились на Карагандинский завод синтетического каучука. 

— Любите вспоминать дет­ство?
— Очень. Я обожала что-то мастерить, копаться в машинах, играть с мальчишками в футбол, хоккей, кататься на велосипеде, гоночных машинах. В городе был автоклуб, куда сбегала втайне от родителей: иду как будто в музыкальную школу, переодеваюсь в подвале и... туда либо на хоккей.
Правда, хотя шалости и допускала, меня заставляли строго следовать распорядку дня. Отчим, Виктор Лаврентьевич Григоренко, его я, конечно же, называла папой, умнейший человек, научил играть в шахматы, ходили мы с ним на рыбалку. Он всегда подчеркивал те статьи, например, в “Пионер­ской правде”, которые я должна была обязательно прочитать. И проверял.
В то время родители выписывали очень много газет и журналов — от “Мурзилки” до “Во­круг света”, “Блокнота агитатора”. Поскольку корреспонденция не помещалась в почтовом ящике, почтальон приносила ее прямо домой.
И большая библиотека была. Стихи, которые проходили в школе, знала наизусть. По всем предметам успевала на отлично, только с русским языком не ладилось.  
— И стали учителем труда. Почему?
—  После школы все пошли в институт, а я в швейное училище, чем повергла в шок учителей, родителей, одноклассников. Я любила шить. Еще в детстве рисовала мультяшных героев, вырезала зигзагом, снизу подкладывала цветную обложку, сверху клеенку, прошивала на машинке и продавала по рублю.
Получив специальность (с красным дипломом), работала на фабрике “Караганда-одежда”. И вдруг предложили мне учиться в индустриально-педагогическом техникуме, а он находился в Новокуйбышевске. Я с радостью согласилась, даже диктант написала на пять. Техникум тоже окончила с отличием, вернулась в Караганду мастером производственного обучения и преподавала в училище — ребятам по 17 лет, а мне 19.
Потом судьба забросила в Саяногорск — там трудилась учителем в общеобразовательной школе. Сначала очень боялась, ведь в училище и школе разные уровни преподавания. А дети оказались изумительными, мне так понравилось! С тех пор прошел 31 год.
—  В Новочебоксарске оказались...
— ...в 1984 году, приехала вслед за родителями. Мест в школах не было, и устроилась на хлопкопрядильную фабрику помощником инженера по соцсоревнованию. За полгода в свободное от основных обязанностей время научилась работать на всех станках. И тут позвали в одиннадцатую школу.
Однажды директор Василий Иванович Кочетов спрашивает, почему у меня зарплата меньше, чем у других педагогов. “Я же со средним техническим образованием”, — говорю ему. А он: “Через пять дней скажете, в каком вузе учитесь”. Я — в Чувашский пединститут, там нет факультета по моей специальности. Поехала в Нижегород­ский педагогический. Поступила. На индустриально-педагогическом факультете из 200 мужчин оказались лишь четыре женщины. Учеба далась легко, особенно любила высшую математику, философию.
— Именно в те годы организовали школьный кооператив. Откуда пришла такая идея?
— В одном журнале прочитала статью “Мама, я принес зарплату” и загорелась. Нашла единомышленника, поехала набираться опыта в Балашиху, где уже действовал подобный ко­оператив.
Наш проект под­держал председатель горисполкома Иван Матросов, помог приобрести машину, она была без карданного вала и колес, но мы ее восстановили, купили оверлок. А машзавод буквально за копейки отпускал нам отходы тканей — он тогда испытывал ткацкие станки, и образовывались остатки. Шили из них махровые халаты. Их себестоимость не превышала 15 рублей, а мы сдавали в магазин по 150, продавались они на ура. По заказу городской больницы шили белые халаты, кармашки для шприцев, а также изготавливали почтовые ящики.
Со своей продукцией даже на ВДНХ ездили, медаль привезли. Трудились учащиеся 5-10-х классов, в основном из неблагополучных семей, получали зарплату.
Когда выступала на педагогической конференции, говорила, что дети должны уметь зарабатывать, меня захлопывали, не слушали. Установка была такая: “Дети должны учиться”.
— Между прочим, нынешних школьников нель­зя даже заставлять дежурить в классе. Считаете это правильно?
— Конечно, нет. Сейчас я преподаю технологию, природоведение, культуру родного края в семнадцатой школе. К сожалению, уроки труда сокращают. Теперь они будут до 7-го класса по два часа в неделю. Разве этого достаточно, чтобы научить детей трудиться? 
— Что для вас главное в педагогической работе?
— Считаю, надо развивать в детях интерес к учебе, чтобы полученные знания умели применять на практике. А они не должны быть оторваны от жизни. Когда слышу о том, что русский и математика — важные предметы, недоумеваю, кто так решил и почему. На мой взгляд, они лишь инструмент для изучения всех остальных предметов, в том числе технологии. Математика в чистом виде нужна тем, кто будет учиться дальше по этому профилю.
“Своих” ребят, я — классный руководитель 6 “в” класса, часто вожу на экскурсии, например, на предприятия, в организации города: были на “Хим­проме”, в “Пике”, пожарной части. Пусть дети побольше узнают о разных профессиях и выберут ту, которая им понравится.
— А ваши собственные дети какой путь в жизни избрали?
— Оба окончили семнадцатую. Именно благодаря нашим учителям сын сумел поступить на бюджетной основе в Чуваш­ский государственный университет, сейчас работает. Дочь тоже обучается бесплатно — в Санкт-Петербургской фармакологической академии на факультете “Промышленное производство лекарств”. Посчитали, что специальность будет в стране востребована.
— Охарактеризуйте себя.
— Мама про меня говорит: “На ходу подметки рвет”. Я не умею жить по графику, наверное, нелюбовь с детства. Если вечером намечу план действий на следующий день, обязательно все сорвется.
При окончании школы любимая учительница написала в альбоме наставление: “Не смей слабой казаться, не смей сильных бояться”. Вот и следую этому указанию.
— Расскажите об увлечениях.
— Люблю знакомым шить наряды, да такие, чтобы окружающие восторгались увиденным.
У нас дача рядом с лесом. Здорово там, муж построил замечательную беседку, есть баня. Обожаю бродить по лесу, собирать грибы. Ранней весной берем с мужем корзину и за сморчками, строчками. И так все лето. А вот перебирать грибы не люблю, да и есть тоже. Заготавливаю чернику, бруснику.
В прошлом году окончила автошколу. Очень люблю водить машину, только она мне не достается: сначала сын едет на работу, потом муж на дачу. Говорят: “Купи себе другую”. Наверное, так и сделаю,  вот только заработаю.
“Больна” Интернетом. Газеты там читаю, нашла всех одноклассников, одногруппников. Замечательно, что есть скайп-программа. Когда общаемся с сестрой, живущей во Франции, мама говорит: “Как будто в гостях у дочери побывала”.
Преклоняюсь перед балетом. Недавно в Чувашском государ­ственном театре оперы и балета было открытие сезона, смотрела “Лебединое озеро”. С танцем маленьких лебедей связана одна история. В музыкальной школе каждые полгода готовились к академическим концертам. Однажды преподаватель задал учить вторую партию, а напарнице досталась первая. Я обиделась и выучила первую. На репетиции, узнав об этом, преподаватель, повернув мой дневник вертикально, вывела огромную единицу. Правда, это не избавило меня от выполнения задания.
Люблю путешествовать. Это хобби еще со студенческих лет. За последние пять лет побывала во Франции: ездила через Польшу, Германию, Нидерланды, была в Караганде, где встретилась с одноклассниками, осмотрела достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, Самары.
Читаю взахлеб книги. Недавно одолела “Дэнс, Дэнс, Дэнс” Харуки Мураками. Ничего не поняла, кроме как “надо жить сейчас, в реальности”. От “Империи ангелов” и “Энциклопедии абсолютного и относительного знания” Бернарда Вербера в восторге. Читаю специальную литературу, сейчас “Русскую мифологию”.
— Увлекаетесь и мифологией?
— С детьми участвуем в городских научно-практических конференциях. Следующая работа, возможно, будет связана с мифологией. Первая, к примеру, была посвящена русско-чуваш­ской культуре в вышивке, одежде, украшениях и свадебном обряде. Сами сшили куклы, одели их. Заняли первое место.
Исследовали также языче­ские истоки русского и чувашского народов. Почему, к примеру, чуваши больше, чем люди другой национальности, страдают, когда уезжают из отчего дома? Потому, оказывается, что их ангел-хранитель пирешти остается дома и очень скучает без хозяина, зовет его обратно. Эта работа тоже получила выс­шую оценку жюри.
В следующий раз решили показать жизнь и быт цыган — ходили к ним в гости, а за чашкой чая узнали о них много интересного.
Готовясь к очередной конференции, обошли в городе все дет­ские площадки, сфотографировали их, со своими идеями наведались в мэрию. Кстати, после этого детские площадки были благоустроены, на них появились новые малые формы.
Что касается кукол, то я всерьез увлеклась их изготовлением, когда увидела изумительные работы Ольги Андриановой из Казани. Это было в прошлом году. Загорелась идеей немедленно изготовить нечто подобное. Тем более требовались для этого лишь старые колготки, проволока и синтепон. Всю ночь трудилась, и к утру появился первенец — домовой Василий.
И... понеслось. Со своей ученицей Катей Карасевой все новогодние каникулы колдовали. И не зря. На городской научно-практической конференции и в республиканском конкурсе “Территория стиля” наши куклы заняли первые места. А свои куклы люблю дарить знакомым, близким — Василий сейчас в Москве, цыган Яша во Франции.
 Тут Людмила Сергеевна приносит еще не оконченного, но уже со “сформированным личиком человечка” и спрашивает: “Ну, на кого похож?”  Не поверите, вылитый Пьер Нарцисс, который поет про шоколадного зайца.
Теперь заветная мечта — научиться делать куклы из пластика.
— Какое время года нравится больше?
— Лето, наверное. И зиму люблю — хожу на лыжах. В городских соревнованиях среди учителей своего возраста занимала первые места и по лыжам, и по плаванию. В общем, веду здоровый образ жизни.

На фото творения Л.Денисовой и ее ученицы Кати Карасевой.

Прикрепленный файлРазмер
Людмила Сергеевна Денисова85.4 кб
Творение...172.22 кб
Творение...119.29 кб
Творение...93.94 кб
Творение...89.92 кб
Творение...83.64 кб
Творение...93.25 кб