Математики и русоведы нужны каждой школе
Урок в 3 классе школы № 5 ведет выпускница школы, студентка старшего курса ЧГПУ Дарья Храброва. Фото Максима Боброва
Депутат, председатель комиссии по образованию Новочебоксарского городского Собрания, директор школы № 20 Александр МАТВЕЕВ
Нехватка учителей в школах Новочебоксарска сейчас, в середине учебного года, составляет 213 человек. Такие данные депутат, председатель комиссии по образованию Новочебоксарского городского Собрания, директор школы № 20 Александр МАТВЕЕВ озвучил на одном из недавних совещаний в администрации Новочебоксарска. “Грани” предложили народному избраннику изложить свою точку зрения и довести ее до широкой общественности.
Кого нам не хватает
“Как председатель комиссии по образованию, я сделал запрос во все школы нашего города, — рассказал Александр Матвеев. — Попросил сообщить, сколько учителей необходимо школе по каждому предмету исходя из нагрузки 18 часов в неделю (так называемая ставка) и сколько есть в наличии.
Оказалось, больше всего не хватает учителей начальных классов (41 человек), на втором месте преподаватели русского языка и литературы (36), на третьем — математики (30). Что это означает? Что практически в любой из 17 средних школ нашего города нужен русовед и математик, и в случае, если такой вдруг появится, вести им придется значительно больше, чем положенные 18 уроков в неделю. Учителей начальных классов не хватает катастрофически. Такая же беда с преподавателями физики. Исключение составляют учителя химии. Уроки по этому предмету проходят лишь в старших классах, и их немного: в восьмых и девятых — по два урока в неделю, в девятых и одиннадцатых — по одному”.
При этом ситуация в Новочебоксарске, по мнению Александра Матвеева, не уникальная. Учителей не хватает по всей России.
Привлечь молодежь
“Вот уже три года подряд я езжу в педагогический университет им. И.Я. Яковлева, выступаю на различных факультетах, приглашаю студентов в Новочебоксарск. Откликаются, конечно, слабо. В этом учебном году на работу в школу № 20 устроились два учителя начальных классов, один историк, годом ранее также пришли три новичка. При этом в настоящее время девять учителей школы находятся в декретном отпуске по уходу за ребенком. Из них шесть человек, не выходя из декретного отпуска, обзавелись вторым малышом. Дело, конечно, важное и нужное. Эти мамы через пару-тройку лет выйдут на работу, еще через пару лет наработают опыт и станут отличными учителями. Но кому вести уроки здесь и сейчас?
В прошлом году после общения со студентами на адрес школы получил резюме от одной из студенток. В графе “желаемая зарплата” была указана сумма “от 45 тысяч рублей”. Притом что средняя зарплата у учителей нашего города, по данным статистики, по итогам 2020 года составила чуть более 30 тысяч рублей. Я даже перезванивать не стал”.
Реальный стимул
В некоторых районах республики и в Чебоксарах молодым специалистам, пришедшим в школу, выплачиваются так называемые подъемные. Это деньги не из республиканского фонда оплаты труда, а целевые средства муниципалитета. Подъемные в размере 10 окладов (5889 рублей*10=58890 рублей) выплачиваются молодому специалисту, отработавшему в школе год. Если он проработает в учебном заведении еще пять лет, то возвращать подъемные будет не нужно. Если уволится раньше, придется. Условие о подъемных реально привлекло бы в наш город свежие кадры.
Вторым стимулом могло бы стать предоставление молодым специалистам муниципального жилья по договору коммерческого найма с правом последующего выкупа квартиры. Предоставление такого жилья могло бы стать стимулом для привлечения в наш город не только учителей, но и молодых врачей.
Но дело тут еще и в том, что на данный момент город не имеет муниципального фонда жилья.
Зачем это надо
“Проблема кадров в настоящее время — самая насущная в образовании, — считает Александр Матвеев. — Если мы сегодня не начнем ею заниматься, сфера образования просто просядет. Невозможно без конца выезжать на старых достижениях. Еще несколько лет, и советское наследие исчерпает себя полностью. Сейчас-то работающих учителей прежней эпохи можно сосчитать по пальцам. Если не подумать о новой смене педагогов, учить будет просто некому”.
Комментарии
Александр ОСОКИН, директор школы № 19 Новочебоксарска:
В нашей школе требуются учителя русского языка и литературы, иностранного языка, физики. Кадровую проблему решаем за счет увеличения нагрузки на имеющихся учителей. Недавнее решение разрешить преподавать студентам вузов старших курсов на практике не работает, поскольку нерешенными и непродуманными оказались вопросы оплаты их труда.
Валентина ПЕТРОВА, директор школы № 5:
О кадровой проблеме говорить, конечно, нужно, поскольку она назрела давно. И решать ее следует на государственном уровне, изменив подходы к профессии учителя. Здесь много аспектов, над которыми сейчас работают правительство и профсоюзы совместно. Это требует времени. А кадры нужны сегодня, вернее, вчера.
На сегодняшний день мы в школе № 5 начинаем подбирать будущих учителей среди своих же учеников, активных, имеющих организаторские способности, любящих возиться с малышами, и дальше ведем их через студенчество (заочное или очное обучение) к ниве педагогики. Пример счастливого учительства заразителен для учеников. К примеру, в нашей школе сейчас работают учителями 11 наших же выпускников, среди них четверо в возрасте до 25 лет. Взращивание будущих педагогов среди учеников частично помогает в решении этой проблемы.
Светлана РОДИОНОВА, начальник отдела образования администрация Новочебоксарска:
По данным на 1 февраля 2021 года, общеобразовательные организации Новочебоксарска нуждаются в учителях: начальных классов (16 вакансий), русского языка и литературы, иностранного языка (по 7), математики (4), технологии (3). По одной свободной вакансии — учитель чувашского языка и литературы, физики.
В дошкольных образовательных учреждениях требуются шесть воспитателей, один музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагог-психолог. В целом ситуация не выглядит столь катастрофичной, как представляется некоторым.
Не стоит забывать, что в настоящее время государство выделяет большие средства как на обновление самих зданий школ (комплексная программа модернизации инфраструктуры образовательных учреждений), так и на используемое в них оборудование (комплексная программа развития образования).
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Похожие публикации
- Ядринский центр "Работа России" помог маме двоих детей освоить логистику
- На портале "Работа России" для иностранцев доступны 805 вакансий в Чувашии
- Итоги открытого конкурса "Лучшие HR-технологии - 2024" подвели в Чувашии
- В Чувашии продолжается успешная подготовка ИТ-кадров
- Каждая из вас — драгоценность, или О чем говорят мужчины
- Олег Николаев поддержал идею ввести ставки в клинических больницах для студентов