Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Место встречи — музей

0

Уже полгода, как Новочебоксарский художественный музей возглавляет Александр Ильин. Как и планировал, начал свою деятельность новый руководитель с полной реконструкции служебных помещений и приведения в порядок системы электроснабжения.
Все это, конечно,  проза жизни, но без соответ­ствующих условий для работы невозможно требовать и стопроцентной отдачи от сотрудников. Так что теперь музей готов во всеоружии начать новый творческий сезон. А директора, решившего первоочередные задачи, заботит сейчас область более высоких материй. 
“В последнее время я все чаще стал задумываться над тем, что дает музей городу, конкретному жителю или гостю Новочебоксарска, — говорит А.Ильин. — Понял многое, например, почему одни люди идут в музей, а другие нет.
Я увидел потоки людей, пересекающих площадь Победы, и задал себе вопрос: когда кто куда и зачем идет? В администрацию с утра — на работу, в ДК — с утра на работу, вечером — на мероприятия,  в магазин “Пять звезд” — целый день, одни за продуктами, другие за горячительным... В магазин народу идет много, больше всего — в  винно-водочный отдел. Немало людей, конечно, покупают хлеб и другие продукты.
Струйка же к музею очень тонкая. Очень обидно, но я постарался понять, почему идут за водкой, а не к нам? Пришел к выводу: у каждого человека есть потребности, но их формирует не сам человек, а окружающий мир.  Производители ликеро-водоч­ных изделий очень назойливо рекламируют свою продукцию, конкурировать учреждению культуры с ними бесполезно: нет средств. И откуда появился спрос на алкоголь, понятно. С детсадов­ского возраста телевидение формирует у ребенка представление о герое, не важно, мужчина это или женщина. И выглядит он так: в одной руке сигарета, бокал вина, в другой — “пушка”. А нам в дет­стве хотелось быть похожими на Павку Корчагина, Юрия Гагарина, Овода...
А как-то услышал уникальную, с моей точки зрения, рекламу: “Если ты не пьешь пиво “Толстяк”, ты не пацан”. Конечно, каждому мальчишке хочется быть им. И он быстрее бежит в магазин, выпивает пиво и смотрит на мир, как “настоящий пацан”. В этом нет его вины. Просто государство больше способствует развитию алкогольной индустрии, чем культуры. Это факт.
Потребности в человеке заложены, и он идет туда, где их удовлетворят. Чтобы люди ходили в музей, должна появиться необходимость в прекрасном.  Где ее воспитывать?
Мы в своем коллективе приняли как руководство к действию  такую последовательность решения задачи: во-первых, в семье, во-вторых, в детском саду, в-третьих, в школе, в-четвертых, в вузе. Особняком стоит взрослое население.
В семьи доступа у нас нет. В первичной ячейке общества воспитание потребности в прекрасном зависит от уровня культуры родителей и, конечно, бабушек и дедушек, влияющих на растущее  поколение  больше, чем папы и мамы.
С рядом детских садов города мы уже несколько лет реализуем программу “Место встречи — музей”. Есть желание, чтобы все дошкольные учреждения прошли через нее. Наша задача не столько обучить, музей ведь не образовательная организация, сколько заложить в детские души ростки любви к изобразительному искусству, музыке, прекрасному, чтобы у них появилась в них потребность.
Сотрудничество со школами пока на начальной стадии. Руководство отдела образования поддержало наше предложение о совместной деятельности, но пока программы нет, есть только зачатки. Разрабатываем ее с таким условием, чтобы каждый школьник побывал как минимум один раз в музеях — нашем и краеведения и истории города. Если 500 из 10000 человек “заболеют” музейной болезнью, мы будем счастливы. Это очень хорошая статистика, на мировом уровне.
Что может сделать музей для взрослого населения? Уже выигран грант главы администрации Новочебоксарска на реализацию проекта “Всемирно неизвестные”.
У многих людей, давно вышедших из школьного возраста,  есть желание рисовать, а нет места, где можно научиться. Музей идет им навстречу. В успехе проекта уверен, так как лично обкатал подобную программу много лет назад, еще работая на “Химпроме”.
Наш город уникален тем, что более 20 процентов населения “охвачено”  учреждениями культуры,  в том числе школами искусств, художественной, музыкальной. (В среднем по России этот показатель равен 10 проц., в Чебоксарах чуть больше.) И Новочебоксарску повезло, что во главе  их стоят очень сильные специалисты.
Но проблема в чем? Я обратил внимание на то, что учащиеся дополнительных образовательных учреждений посещают музей, но не так часто, как хотелось бы. А уж после окончания какой-либо из школ большинство из них забывает дорогу к нам.  Музей должен внести свою лепту, чтобы потребность в красоте, ее созерцании оставалась и во взрослой жизни.
Мы уже добились некоторых успехов в вовлечении людей в мир прекрасного: если за весь  прошлый год у нас было 9,5 тысячи посетителей, то за пять с половиной месяцев нынешнего более 14 тысяч. Появилась уверенность, что мы на правильном пути.
Сегодня бытует такое мнение, что  культура подождет, на первом месте должна быть экономика. Мы же не можем ждать, ведь жизнь идет. Что сможем сделать в маленьком городе Новочебоксарске, то и постараемся осуществить”.