Что изменится в России с 1 апреля 2024 года

Мы начинаем вновь уважать свои ценности и традиции

Олег Широков — декан историко-географического факультета Чувашского государственного университета,  доктор исторических наук, профессор. Фото Марка КОЛЕГОВАМы начинаем вновь уважать свои ценности и традиции

Олег Широков — декан историко-географического факультета Чувашского государственного университета, доктор исторических наук, профессор. Фото Марка КОЛЕГОВА


1

Что среднестатистический гражданин знает о Дне народного единства? Мы решили разобраться, что же в России празднуют 4 ноября, о единстве кого с кем идет речь в его названии? И обратились к декану историко-географического факультета Чувашского государственного университета, доктору исторических наук, профессору Олегу ШИРОКОВУ, ведь кто лучше, чем историк, может ответить на эти вопросы.

— Олег Николаевич, отношение ко Дню народного един­ства в нашем обществе очень неоднозначное. Внесите, пожалуйста, ясность.
— В 2011 году был проведен опрос “Готовы ли граждане России отказаться от празднования Дня Великой Октябрьской социалистической революции?”. 63 процента ответили “Нет”. Такой итог связан с  тем, что мы живем в обществе, в котором еще не сложился устойчивый стереотип позитивного восприятия нового праздника, отмечаемого 4 ноября.
И ведь не скажешь, что кто-то против Дня народного единства. Нет. Просто-напросто люди обижены, что новый государ­ственный праздник “придумали” в современной России, чтобы вытеснить советский, пытаются его “стереть”. Это психологическая реакция не только старшего поколения.
Праздник 4 ноября (22 октября по старому стилю) существовал на Руси с 1649 года. Это день Казанской иконы Божией Матери, которая чудесным образом спасла Москву от польско-литовских захватчиков в 1612 году. Тогда ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского и нижегородского старосты Кузьмы Минина смогло, заручившись небесной поддержкой, освободить Китай-город и Кремль.
Праздник отменили после прихода к власти большевиков. Традиция прервалась. Зато появилась новая — празднование Дня Великой Октябрьской социалистической революции.
Уже в наше время представители политической  элиты  конца 1990-х — начала 2000 годов
7 ноября воспринимали как день разъединения, ведь в событиях участвовали красные и белые. К тому же Октябрьскую революцию связывали напрямую с гражданской войной, хотя это не совсем так: война началась только весной 1918 года.
Политики решили, что празд­ник надо заменить другим, более позитивным по содержанию. Абсолютно согласен с тем, что 4 ноября произошло выдающееся событие. Решение Госдумы РФ в конце 2004 года о праздновании Дня народного единства правильное. Неправильно, что убрали 7 ноября, хотя отношение и у меня к большевистскому перевороту очень противоречивое, так как он сопровождался страшной братоубийственной войной, а потом и голодом.
Уверен, появятся добрые устойчивые стереотипы, связанные с 4 ноября. Это время настанет.
— Праздник в наши дни получил название День народного единства. Кто этот народ?
— Вопрос непростой. В XVII веке это, понятно, народное ополчение, в том числе и с нашей территории — из Чебоксар — был отряд, который присоединился к Минину и Пожар­скому во Владимире и дальше пошел с ними.
Тогда, в ноябре 1612 года, произошло удивительное событие: реализовался проект многонационального государ­ства, который задумал еще Иван Грозный. В минуты опасности для России народы объединились, и Москву освобождали наряду с нижегородцами чуваши, черемисы и татары.
Почему произошло объединение? Подавляющее большин­ство чувашей присоединилось к Русскому государству по своей собственной воле. Неслучайно долгое время чувашские князья ездили в Кремль к Ивану Грозному, где он их, несколько сотен человек, поил-кормил. С татарскими мурзами  сложнее — пришлось в 1552 году штурмом брать Казань.
И этот вопрос подъема, как мы сегодня бы сказали, патриотизма всегда  историками рассматривался по-разному, но факт остается фактом — это феномен. Получается, новое геополитическое положение, которое тогда заняла Москва, устраивало национальные окраины, иначе бы они не поднялись восстанавливать прежнюю московскую политическую традицию.
Сегодня историки вновь возвращаются к событию 1612 года, называют его Первой Отечественной войной, потому что на войну с польско-литовскими оккупантами поднялось Отечество. Страна была восстановлена и превратилась вновь в великую державу. И в 1649 году появился указ о государственном празд­нике 4 ноября.
— Еще одним ярким примером объединяющего народы начала можно назвать Великую Отечественную войну. Люди, которые особо не задумывались, где они живут, к какому классу принадлежат, какой национальности, перед лицом опасности объединились и смогли выстоять. А сегодня сможем ли мы противостоять внешним угрозам?
— Хороший вопрос. Сомнения всегда есть. Не сомневается только человек, лишенный интеллектуальных способностей. И правильно, что мы задумываемся: сможем — не сможем.
Если брать события 90-х годов прошлого столетия, то они — последствие разрушения, которое всегда связано с разъединением. Чем больше народ разъединен, тем вероятнее, что новая власть создаст экономическую опору из своих людей. Главная идеология того времени — не мешайте нам создавать новый капиталистиче­ский класс.
С приходом к власти Путина Россия вновь начала восстанавливать свои позиции в геополитическом плане. Наша страна всегда будет претендовать на свое влияние в близлежащем пространстве.
Сегодня мы живем не в самый плохой период. Улучшилась демографическая картина, мы перестали говорить, что нас становится меньше. Ни одна страна не выживет, если будет сокращаться такими темпами, как Россия в 90-е годы. Мы миллионы людей потеряли из-за того, что просто не рожали — боялись за будущее.
Общество поменялось, выросло новое поколение, у которого многократно больше возможностей выжить, родить детей, их воспитать. Но главное, мы начинаем вновь уважать свои ценности и традиции, позитивное начало государ­ственности, самих себя. Такое общество имеет больше шансов постоять за себя.
— С началом перестройки историю в нашей стране начали перекраивать, переписывать...
— Это не имеет никакого отношения к истории как науке. Это идеология, пытающаяся под себя все подмять, прежде всего политическая, нуждающаяся в людях, которые будут ей служить.
Переписывание истории само по себе для исторической науки факт того, что данные просто искажаются в угоду новому политическому дню, новой политической идее. Исторические же факты никуда не исчезнут.
В советский период история во многом попала под контроль идеологии. А в 80-90-х годах прошлого столетия появились источники, которые были до того закрыты, существовали под грифом “ДСП” — “Для служебного использования”. И стали открываться неизвестные  страницы.
В этом процессе я вижу позитивное начало, так как историкам стали доступны источники, которые ранее невозможно было достать.  
— Вы ученый, преподаете в вузе, занимаетесь административной работой, но не чуждаетесь и общественной деятельности. В чем она заключается?
— Я член Общественной палаты Чувашской Республики второго и третьего созывов. Наше основное направление — возврат людей к историческим культурным ценностям, которыми богаты все регионы, не исключая Чувашию.
Пример деятельности палаты — работа по увековечиванию останков Марии Шестовой — бабки русского царя Михаила Романова, которая была осуждена в 1601 году по делу об убий­стве царевича Дмитрия в Угличе. Виновной себя она не признала и была заточена в Никольский женский монастырь в Чебоксарах. Он не сохранился, его разрушили еще в 30-х годах ХХ века, когда шла волна уничтожения храмов. Южный придел, где она была похоронена, тоже уничтожили.
Проведенные раскопки усыпальницы и экспертиза останков в институте антропологии Российской академии наук утвердили нас в предположении, что именно великая старица, как называли Марию Шестову на Руси, нашла свой последний приют в Чебоксарах.
— Точка в расследовании уже поставлена?
—  Пока нет. Сейчас в Москве идет генетическая экспертиза.
— Олег Николаевич, номер газеты с вашим интервью выйдет как раз в День народного единства. Вы сами отмечаете этот праздник?
—  Конечно. В университете проводим посвященные ему круглые столы, научные меро­приятия. Мы счастливы, что есть такой праздник в истории нашей страны.
И дома особо отмечаем. Мы же историки. Праздник, считаю, должен стать со временем домашним. В машине к 4 ноября у меня появляется российский флаг. А кто, кроме нас с вами, придаст ценность и значимость этому дню, кто его одухотворит, объяснит молодому поколению? Сын у меня подрастает — надо ему показать, какой это праздник. А как иначе?

  • Олег Широков — декан историко-географического факультета Чувашского государственного университета,  доктор исторических наук, профессор. Фото Марка КОЛЕГОВА