Милосердие как образ жизни
Два года в Центре соцобслуживания реализуется проект “Санаторий на дому”. Оксана Матвеева занимается со своей подопечной Ниной Павловной.
Социальная работа — сфера деятельности, где важны не только профессиональные знания и навыки, но и личные качества специалиста, такие как сострадание, душевная теплота и гуманное отношение к человеку и его проблемам. О тех, чье призвание творить добро, и об их подопечных мы узнали, пообщавшись с соцработником отделения социального обслуживания на дому № 2 Новочебоксарского комплексного центра социального обслуживания населения (КЦСОН) Оксаной МАТВЕЕВОЙ.
Оксана Порфирьевна родилась и выросла в Вурнарском округе. После школы вышла замуж и переехала в Новочебоксарск. До прихода в Центр социального обслуживания в 2015 году трудилась в сфере торговли. Кардинально поменять профессию решила в 40 лет.
“Перед тем как принять человека на социальное обслуживание, мы вместе с заведующей отделением знакомимся с подопечным, смотрим, в каких условиях он проживает и в каких услугах нуждается. С каждым составляем договор, в котором указывается периодичность посещений и перечень предоставляемых услуг”, — поясняет Оксана Матвеева.
Каждому внимание
Рабочий день Оксаны Порфирьевны начинается в 8 часов утра на улице Южной, а заканчивается в 17.00 на Коммунистической. У нее 12 подопечных, среди которых восемь инвалидов. Это одиноко проживающие люди, чьи родственники живут в других городах и странах или же в связи с воспитанием детей или загруженностью на работе просто не имеют возможности уделять родителям столько времени, сколько им порой требуется в силу возраста и состояния здоровья.
Покупка продуктов и лекарств, оплата квитанций, походы в поликлинику, уборка квартиры, приготовление пищи и кормление, а также проведение гигиенических процедур и контроль за состоянием здоровья — обязанностей много.
“Пожилым людям нужна не столько стерильная чистота, сколько доброе слово”, — замечает Оксана Матвеева. Она подчеркивает, что отношения с подопечными основываются в первую очередь на человечности. В один день приходится быть психологом, на второй — косметологом, на третий — адвокатом.
Бдительным вдвойне
Пожилые люди в последнее время нередко становятся объектами пристального внимания мошенников, их легко обмануть. Оксане Порфирьевне не раз приходилось отстаивать права своих подопечных. Так, одна получательница услуг, придя домой из магазина, заметила, что ей пробили две пачки творога вместо одной. Оксана с чеком сходила в магазин, потребовала просмотреть видеозапись и вернуть пожилой женщине деньги.
Проявила бдительность сотрудница и когда одна ее подопечная чуть не стала жертвой мошенников. Буквально выхватив из рук бабушки телефон, она не дала ей продиктовать номер своей карты.
“Звонят родственники и соседи, беспокоятся, когда пожилой человек трубку не берет и дверь не открывает. Если есть повод для волнения, бежишь. В любое время дня и ночи. И дверь приходилось взламывать, и первую помощь оказывать, — вспоминает Оксана Матвеева. — А иногда приезжаешь на другой конец города, чтобы батарейки в пульте поменять. Потому что никто, кроме тебя, человеку не поможет. Милосердие — наш образ жизни”.
Модные и продвинутые
О каждой своей подопечной Оксана Порфирьевна рассказывает с любовью, словно о родной маме или бабушке. Она знает историю жизни, интересы и предпочтения, разделяет их радости и беды.
“Самой старшей на данный момент Руфине Семеновне 91 год. Она приехала с Дальнего Востока, работала преподавателем русского языка и литературы, — с улыбкой рассказывает Оксана Порфирьевна. — Сейчас любит читать журналы. А если найдет интересный рецепт, то уговаривает меня купить продукты и тут же приготовить что-нибудь вкусное.
Лидии Михайловне скоро 89 лет исполнится, но у меня язык не повернется назвать ее пожилой. Внук ей ноутбук подарил, так она в нем не хуже меня разбирается, в интернете сидит, видео смотрит, по мессенджерам фотографии и поздравления отправляет.
Людмила Павловна всегда была красивой и элегантной женщиной. Она до сих пор любит одеваться со вкусом. К приходу гостей наряжается, а до недавнего времени в онлайн-магазинах себе украшения заказывала. Как-то прихожу, а она брови подкорректировала карандашом и сидит любуется собой. Ей и в 85 лет хочется быть красивой”.
Трудно расставаться
“Самое приятное в работе — это видеть радость в глазах пожилых людей, — считает Оксана Матвеева. — Мы с праздниками и юбилеями их поздравляем. С коллегой Екатериной Саттаровой в костюмах Деда Мороза и Снегурочки ходили по квартирам подопечных, к Новому году вручали продуктовые наборы от московского фонда “Старость в радость”, с которым наше отделение соцобслуживания тесно сотрудничает”.
А что самое трудное? “Жизнь такова, приходится расставаться со своими подопечными, — говорит Оксана Порфирьевна. — Лет пять я обслуживала Эльвиру Николаевну, уж прикипела к ней. Была в отпуске, поехала к сыну в лагерь, когда ее не стало. Мне дочь ее звонит: “Мама умерла. Она тебя звала, попрощаться хотела”. Мне так было больно и тяжело, я плакала, переживала”.
Поддерживают Оксану Порфирьевну ее муж, дети и внук. Сын Иван получает военную специальность, учится на втором курсе. В этом году участвовал в параде Победы на Красной площади в Москве.
Лучшая работа
Благодаря квалифицированной помощи психолога Новочебоксарского КЦСОН Елены Лукиной на групповых тренингах и индивидуальных консультациях социальные работники учатся восстанавливать эмоциональное и физическое здоровье, управлять стрессом и общаться с подопечными.
В Центре работает Школа ухода, где сотрудники обучаются приемам ухода за подопечными. В демонстрационном зале пункта проката можно потренироваться на муляже человека. Кроме того, приезжают инструкторы из учебного центра Чебоксарского отделения Российского Красного Креста и проводят мастер-классы по уходу за пожилыми людьми и оказанию первой помощи.
В 2023 году Новочебоксарский КЦСОН стал победителем конкурса “Бережливая инициатива” и получил грант в размере 380 тысяч рублей. Средства были направлены на модернизацию пункта проката технических средств реабилитации. Были закуплены ходунки, трости, санитарные стулья, тренажеры и другое оборудование.
“Я работаю в прекрасном коллективе, — заключает Оксана Матвеева. — Директор Елена Шашкарова создает современные условия для работы с нашими подопечными, заведующие отделением социального обслуживания на дому Маргарита Кожевникова и Елена Сапожникова уделяют большое внимание нашему профессиональному развитию, коллектив социальных работников дружный, поэтому и работа в радость. А это самое важное — трудиться и понимать, что ты на своем месте, что ты нужен.
Социальная работа не для всех. Кому-то становится невыносимо наблюдать за тем, что с человеком делает старость и болезни, и он уходит. Но одиноким бабушкам и дедушкам надо помогать, и те, кто остается, завтра снова пойдут к своим подопечным готовить обед, мыть полы и разговаривать с ними по душам. Поздравляю коллег с профессиональным праздником и желаю здоровья, терпения, доброты, человечности. В нашей профессии без этого не обойтись”.
***
Алена ЕЛИЗАРОВА, министр труда и социальной защиты Чувашской Республики:
— Социальный работник — профессия, которая требует немало физических и эмоциональных затрат. Работать в этой сфере непросто, ведь далеко не каждый человек способен разделить чужую боль, сопереживать, поддержать, предоставляя при этом полный набор социальных услуг. Поэтому большинство из социальных работников выбрали профессию по зову души и сердца.
***
ЦИФРЫ
376 человек обслуживает за год Новочебоксарский КЦСОН на дому. Работают с ними 22 социальных работника, восемь специалистов по уходу за пожилыми людьми.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати