Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Минимум цвета — максимум мыслей

Фото автораМинимум цвета — максимум мыслей  Выставка Гостиная ДМ

Фото автора


0

В Новочебоксарском художественном музее открылась персональная выставка. Казалось бы, обычное явление. Сколько их уже организовано в стенах учреждения культуры! Но нынешняя особая. После нее мир становится теплее и ярче, а на душе спокойнее и светлее, хотя работы выполнены преимущ­ественно в черно-белых тонах.

Автор экспозиции Александр Федоров живет в Санкт-Петербурге, родился же и вырос в столице Чувашии. После окончания Чебоксарского художественного училища поступил в Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина на факультет станковой графики, а потом в аспирантуру. В Новочебоксарске выставляется впервые.
Сразу же заинтриговало название выставки — “Забытые легенды Чувашии”. По­явились вопросы, на которые хотелось бы получить ответы. Конечно, из уст автора. И он любезно согласился.
— Александр, как появилась тема выставки?
— Все началось на третьем курсе академии, когда наряду с полученным от преподавателя заданием я самостоятельно взял еще композиции на чувашскую тему. Видимо, сказались корни — мои родители из Аликов­ского района.
Одна из первых работ называлась “Свержение языческих идолов”, потом сделал три маленькие иллюстрации к “Нарспи”. И пошло-поехало. Мои творения вылились со временем в дипломный проект — серию графических листов “Чуваш­ская старина”, выполненных в литографии. В аспирантуре тему продолжил.
— Из каких источников черпали вдохновение?
— Сюжеты рождались из рассказов дедушки и бабушки. Живущие в Питере земляки пополняли копилку моих знаний о чувашской старине. Сам прочитал горы научных трудов, в том числе материалы зарубежных этнографов, бывавших на территории Чувашии.
Думаю, из этих источников можно черпать бесконечно долго. Единственное условие — с осторожностью подходить к ним, ведь многие авторы умышленно превозносят или принижают, коверкают историю. Так что к теме чувашских легенд подхожу критически, факты проверяю, перепроверяю. У меня своя “судебная экспертиза”.
— Назвать любимую легенду можете?
— У чувашей есть поверье: если во время большого праздника парень с девушкой катаются на качелях, то это для всех знак, что и девушка, и парень не свободны, “заняты”. Яркая, интересная, на мой взгляд, легенда.
И когда я делал рисунки к книге чувашского народного эпоса “Улып”, которую выпустило Чувашское книжное издательство, то на одной из иллюстраций изобразил Улыпа и Сарине, катающихся на качелях.
— Это ведь не един­ствен­ный опыт иллюстрирования книг?
— Я участвовал в трех проектах. Самый первый — рисунки к латышскому эпосу. Второй — в составе десяти художников из Петербурга мы оформляли стихотворения Высоцкого. 10 художников — 10 иллюстраций. Ну и третий проект — “Улып”. На него меня пригласили, увидев мои дипломные работы в Интернете.
— Свою дальнейшую творческую жизнь связываете с северной столицей?
— 12 лет живу в Петербурге, каждая улочка там знакома. Как художник, там лучше себя чувствую. Город дает мне стимул для дальнейшего творческого развития. Ну а чувашскую тематику оставлять не собираюсь.

Слово критику
Работы на тему чуваш­ского эпоса выполнены Александром Федоровым в лито­графии. В этом виде печатной графики изображение делается на камне, с которого печатаются оттиски на бумаге. Художник виртуозно использовал все особенности этой техники. Его композиции эффектны и артистичны. Любовь к деталям дает возможность увлечь зрителя многообразием фактур. Стилизованный рисунок, подчиняясь фантазии, то имитирует легко и свободно жесткие мраморные рельефы, изображающие всадников, то помещает героев в мягкую, живописную среду. В границах условной черно-белой цветовой гаммы достигаются тончайшие градации тона. Композиции художника всегда тяготеют к монументальности, определяя его уникальный почерк.
Анна Гуртовая, искусствовед. Санкт-Петербург.

  • Фото автора