Моим стихам настанет свой черед
Когда в октябре куст рябины покрывается обжигающе красными ягодами, всплывают в памяти известные каждому школьнику строки: “Красною кистью рябина зажглась. Падали листья, я родилась. Спорили сотни колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов”.
15 лет назад, когда я вместе с большой группой журналистов впервые оказалась в Елабуге, на кладбище, где похоронена Марина Цветаева, среди высоких елей и сосен искала именно рябину. И нашла прямо за кладбищенской оградой.
А нынешним летом, посетив этот уютный город, за эти годы превратившийся в один из самых известных туристических центров страны — последнее пристанище известной поэтессы, над плитой увидела небольшой памятник — рябиновый куст, искусно завитый мастером-кузнецом из чугуна, а на самой плите другие, не менее проникновенные стихотворные строки: “Идешь, на меня похожий, глаза устремляя вниз. Я их опускала — тоже! Прохожий, остановись!”
До сих пор никто не может точно сказать, в каком именно месте на этом кладбище похоронена великая русская поэтесса Марина Цветаева. В 1960 году ее сестра Анастасия Цветаева установила крест с надписью “В этой стороне кладбища похоронена Марина Цветаева”. Спустя десять лет по решению Союза журналистов была поставлена гранитная плита. Любой турист, русский он или прибыл в город из-за границы, стремится попасть сюда, чтобы поклониться великому таланту.
...В Елабугу Марина Ивановна прибыла на пароходе “Чувашия” 18 августа 1941 года вместе с сыном Георгием (дома все его звали Мур) с группой эвакуированных московских писателей. В Советской России она всего два года — в 1939 году вернулась из Франции вслед за мужем и дочерью Ариадной, которые в новом строе видели свое будущее.
Но счастья на родине они так и не увидели. Дочь арестована, за нею и муж, которого расстреляют в октябре 1941 года. У Ариадны впереди 15 лет заключения и ссылки, реабилитируют ее только в 1955 году. Но об этом Марине Цветаевой не суждено было узнать. Прожив всего две недели в заброшенном провинциальном городке в хозяйском доме за занавеской, так и не найдя ни работы, ни душевного покоя, она повесилась. Случилось это 31 августа.
Сейчас изба, где так недолго пришлось пожить Марине, является Мемориальным домом-музеем. В скромном жилище с еще более скромной утварью 40-х годов хранятся три предсмертные записки: сыну, семье поэта Асеева и эвакуированным, которым предстояло ее хоронить.
Оригинал последней не сохранился (был изъят в качестве вещественного доказательства милицией и утерян), ее текст известен по списку, который разрешили сделать Георгию Эфрону. “Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н.Н.Асееву. Пароходы — страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом — сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте”.
Записка сыну: “Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик”.
А в записке к Асеевым просьба позаботиться о сыне: “Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь — просто взять его в сыновья — и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына — заслуживает. А меня — простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете — увезите с собой. Не бросайте!”
Асеевы взяли Мура к себе. В феврале 1944 года 19-летним парнем он был призван в Красную армию, а в июле 44-го погиб. Мур, как и его мама, вел ежедневные записи. Его “Дневники” изданы в России в двух томах.
Сегодня Елабуга уже не тот тихий провинциальный город, откуда Марина Цветаева пыталась вырваться, а оживленный туристический городок, в котором сохранились богатые купеческие дома известных на всю Россию меценатов. Елабуга — родина художника И.Шишкина. В доме, где прошло его детство, воссоздана атмосфера жизни конца XIX века, а один из этажей отдан под выставку графических работ художника. Конечно, есть здесь и его живописные пейзажи.
В этот город на склоне своей славы приехала жить Надежда Дурова. Ее могила находится на старом кладбище в самом центре Елабуги. Есть и дом-музей кавалерист-девицы.
Елабуга — родина выдающегося русского психиатра Владимира Бехтерева. Ему посвящен музей уездной медицины.
Но куда бы вы ни пошли в этом городе, обязательно найдете места, связанные с Мариной Цветаевой, — это и дом-музей, о котором мы рассказали, и литературный музей, и кафе “Серебряный век”, и памятник-аллея репрессированным, и изящный бюст на площади Марины Цветаевой. Когда гуляешь по этому городку, непременно вспоминается еще одно незабываемое: “Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед”.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Комментарии
Интересные факты.
Не могу припомнить, изучали ли мы стихи Цветаевой в 10 классе. Я о ней узнал раньше - благодаря фильму "Ирония судьбы". Поэзия, безусловно, мощная, высококачественная, но лично я не поклонник творчества Цветаевой.
Совсем недавно узнал о ее нетрадицонной ориентации: http://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/sp/?r=about&id=25
Мне кажется она дама со странностями, взбалмошная, не от мира сего, как и положено быть творческим людям))
Кстати, поклонников у нее хватает, в Дубровицах есть памятный камень, который установили в честь нее, проводят ежегодные осенние чтения, хотя какзалось бы место не имеет к ней никакого отношения
Поэт - прежде всего его стихи. При упоминании Цветаевой у меня возникает мгновенная ассоциация: "Мне нравится, что вы больны не мной..." От Пушкина: "Я вас любил, любовь еще, быть может..." От Лермонтова: "Белеет парус одинокий..." От Толстого: "Колокольчики мои, цветики степные..." и т.д. А от многих, пусть и весьма известных (скажем, Фет, Тютчев, Евтушенко), субъективных ассоциаций не возникает вообще.
Насчет Фета и Тютчева вы правы на все 100, ведь учили, но не помню ничего. Красивые стихи, но не запоминаются. Я еще Б.Пастернака люблю "Никого не будет в доме"
У Тютчева при некотором размышлении вспоминается (мной) "Люблю грозу в начале мая..." У Фета - уже после длительных размышлений - вспоминаю почему-то стихотворение "Псевдопоэту": "Там сбыт малеванного хлама..." А от Пастернака у меня однозначно ассоциация: "Свеча горела на столе, свеча горела..."
Точно "Гроза в начале мая " потом темнота и ничего))
Кстати, Александр вы знали, что Зощенко написал "Повесть о разуме", психологиеское исследование. В принципе воспринимался как сатирик, тонкий юморист, а тут такое, хотя и понятно, что он умная личность, но я не ожидала
Не читал. Буду теперь знать.