Мотивы, продиктованные временем и сердцем
В Чувашском государственном художественном музее открылась выставка новочебоксарца, члена Союза художников России Виталия Яковлева. Виталий Николаевич — художник, тонко чувствующий окружающую действительность. В пейзажах он передает не только настроение природы, но и внутреннее психологическое состояние человека и общества. Убедилась в этом на выставке “Мотивы Яндовы”, посвященной 75-летию автора.
На официальное открытие я попасть не успела, поэтому знакомилась с работами Виталия Яковлева в полной тишине: в воскресное утро немногие спешат в музей, поэтому никто не шумел, не торопил, не отвлекал от мыслей.
Из 70 работ большинство написаны в жанре пейзажа. Виталий Яковлев родился в живописном селении Хыркасы Цивильского округа. Может, оттого путеводной нитью в его картинах идет образ деревенских просторов. Полотна Виталия Яковлева посвящены скромной красоте чувашской природы, деревенских улочек, задумчивых лесов и полей, милых сердцу речек и крутых холмов. Это не только окрестности Новочебоксарска, Чебоксарского и Цивильского округов, а также просторы села Слакбаш Республики Башкортостан, Хызынского района Азербайджана.
Художник ведет наблюдение за окружающим миром и делает заметки, основываясь на своих внутренних ощущениях.
Виталий Яковлев — художник с узнаваемым живописным почерком. На открытии предыдущей персональной выставки “Юраковские мотивы” в 2020 году его коллеги отмечали: “Картины Яковлева удивительно гармоничны, даже изображения зимней природы наполнены теплом, в них всегда есть движение, жизнь, надежда и вера в светлое будущее”.
На выставке “Мотивы Яндовы” можно увидеть последние работы автора, написанные в 2020-2024 годах. И тут уже почерк художника сильно разнится с более ранними картинами.
Картина “Забытая дорога”, написанная в 2020 году, словно обрамляет новый период творчества Яковлева. Она не просто отличается настроением от более ранних работ, но сильно контрастирует с ними. Автор передает чувство потерянности и неопределенности, которое ощущал весь мир в первые месяцы пандемии.
Сравним зимние пейзажи “Старые Чебоксары. Лапсары” (2016 г.) и “Покров день в Ольдееве” (2022 г.). В первом случае яркая луна освещает деревню и дома, кошки сидят на заборе, а деревья отливают голубым светом. Во втором случае это неестественный, даже как будто зловещий свет теплиц, пустой забор и голые деревья.
Весенние пейзажи, написанные в 2010-х годах, — это пора цветения, в 2020-х — это снежные пасмурные дни. То же самое можно сказать про осенние пейзажи. На картине “Осень” 2008 года изображена золотая пора, в 2021-м Виталий Яковлев пишет картину “Осенняя прохлада”, и здесь снова снег.
Интересна композиция в портретах Виталия Яковлева. Люди на них лишь часть пейзажа. В картине “У родника” (2017 г.) словно подпевает скрипке композитора Федора Павлова природа: ручей журчит, ветер гуляет по полю, листва шелестит. Вся картина поёт! Прекрасный, полный жизни, веры и тепла портрет женщины под названием “Чебоксарка” (2019 г.). В том же году был написан портрет армянина “Под сенью Арарата”. Автор подчеркивает неразрывную связь человека с родной землей и традициями. Но почему же портрет “Сильби” (2024 г.) и вовсе написан без фона?
В жанре “натюрморт” художник повествует в первую очередь о человеке через его личные вещи. Каждый предмет на картине рассказывает об обитателе дома, о роде его занятий, статусе. Совершенно легкий, полный жизни натюрморт под названием “Июльским вечером” (2012 г.). Баян, летняя панамка и большой букет полевых цветов — он о мимолетном счастье, об искренних чувствах.
Если же мы взглянем на свежее полотно “Цвет времени” (2023 г.), то можем подумать, что автор намекает на беспорядочность мыслей в голове человека. Здесь книги и боксерские перчатки, икона и телевизор, кисточки художника в банке строительной краски для потолков. Хорошо или плохо быть многозадачным — автор определенного ответа не дает. Но, возможно, намекает, что мы должны больше времени уделять духовной составляющей нашего мира.
И все-таки я понимаю, что каждый человек воспринимает искусство через личную призму мироощущения. И может, мои впечатления от картин — это собственные переживания. Я пообщалась с Виталием Николаевичем, поинтересовалась, с чем связаны изменения в стилистике работ.
На что художник лишь скромно заметил: “Мои картины в последние годы стали светлее. Это связано с переходом к стилистическому направлению под названием “пуантилизм”, оно может быть вам знакомо по произведениям Ван Гога”.
Однако мои мысли подтвердило его следующее заявление: “Я сейчас готовлюсь к выставке, посвященной специальной военной операции и 80-летию Победы. Представлю на ней портреты нынешних участников СВО, Героя Советского Союза Вячеслава Винокурова и Жени Крутовой”.
Виталий Николаевич — педагог с почти сорокалетним стажем, сейчас он работает в лицее № 18, преподает уроки ИЗО, черчения и технологии. Готовя публикацию о выставке, я вспомнила о том, как накануне Дня Победы в 2023 году Виталий Николаевич поднял тему возвращения некоторых литературных произведений о Великой Отечественной войне в школьную программу. А не это ли доказательство того, что сердце художника болит за человеческую душу? А вы как считаете?
Успейте посетить выставку “Мотивы Яндовы” в Чувашском государственном художественном музее до 10 ноября и сложить свое мнение о творчестве нашего земляка.
Похожие публикации
- В Чебоксарах пройдет выставка "День поставщика"
- В Центре современного искусства Чебоксар открылась выставка "Без купюр"
- В Новочебоксарском музее открылась выставка «Генеральная уборка»
- Центр поддержки экспорта Чувашии собирает допзаявки для участия в международной выставке Power Uzbekistan 2024
- Передвижная выставка "Цвет времени. Чувашия. Открытый взгляд художника" начала работу в новочебоксарской школе № 12
- Увидеть героинь