Музей, обратись ко мне лицом
В рамках празднования Дня Республики в эти дни в Чувашском национальном музее проходит Всероссийская научно-практическая конференция “Человек — Семья — Отечество. Проблемы музейной интерпретации”, организаторами которой выступили Государственный центральный музей современной истории России, Минкультуры ЧР и Чувашский национальный музей.
На профессиональный форум съехались более 80 музейщиков из 16 регионов России — Владимирской, Орловской, Пензенской, Самарской, Тамбовской, Тульской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской областей, Коми, Марий Эл, Татарстана, Удмуртии, Чувашии, Москвы и Санкт-Петербурга.
Четыре дня отведены на то, чтобы специалисты в области музейного дела смогли обсудить такие вопросы, как история страны, региона, семьи, личности и деятельность музеев; человек в истории; работа музеев с семейной аудиторией. Участники конференции уже ознакомились с опытом работы Чувашского национального музея и его филиалов, мемориального комплекса летчика-космонавта СССР А.Г.Николаева, Новочебоксарского художественного музея, Чебоксарского районного музея “Бичурин и современность”, сегодня предстоит поездка в Алатырский краеведческий музей. Завтра форум завершит круглый стол на тему “Как сделать музей привлекательным для современного посетителя”.
В дни работы конференции корреспонденту “Граней” удалось пообщаться с заместителем директора по научной работе Государственного центрального музея современной истории России Т.Казаковой.
— Тамара Ивановна, насколько значима проводимая в Чебоксарах конференция?
— Такие всероссийские научно-просветительные конференции, подводящие итоги работы музеев за год, стали уже традиционными, системными. Тема нынешней сформирована как долгосрочная, ведь и в Послании Президента Дмитрия Медведева сказано, что особое внимание нужно уделить семье как основе гражданского общества.
Мы выбираем те музеи, которые более успешно и позитивно работают по теме “Личность, семья, общество”. Чувашский национальный музей имеет положительный опыт сотрудничества с семейной аудиторией. Так что выбор не случаен, а закономерен.
— Музей перестает быть просто хранителем истории?
— Сегодня у него появились новые функции: просветительные и образовательные. Музеи должны стать основой для социальной гармонии, потому что людей необходимо образовывать на позитиве, при этом должны учитываться менталитет той или иной страны и, естественно, культура, религия, красота, уровень жизни.
В итальянском Турине музеи открываются в 8.30, потому что школьный день многие учащиеся начинают с музея. Мы были в Шанхае на международной конференции, и там в городе днем не увидеть детей. “Обнаружили” их в Музее техники. Людей с самого младенчества приучают ходить в музеи. То же можно сказать и о Новой Зеландии. Еще несколько лет назад мы не понимали, зачем иностранцы приносят с собой в московские музеи грудничков...
— Проблема посещаемости до сих пор остается острой для российских музеев?
— Да, это проблема всей страны. Прошли времена, когда к нам — в Музей революции — привозили людей автобусами. Ну сколько сегодня человек может прийти с улицы безо всякой работы со стороны музея? Зато сейчас стало намного интереснее работать, потому что нужно завоевывать аудиторию.
Каждый год мы проводим социологические исследования, которые показывают, что у нас вырос потенциал нормального, зрелого посетителя. Это не люди преклонных лет и не дети, а именно дееспособного возраста от 30 до 40 лет.
В настоящее время меняется система финансирования, поэтому музеи должны будут сами зарабатывать, а следовательно, изыскивать способы привлечения посетителей. И станут готовить те выставки и программы, которые заинтересуют посетителей.
Считаю, за последние 20 лет музеи страны шагнули невероятно вперед и завоевали публику. Сейчас стоят очереди в музей имени Пушкина на выставку Диора, на наших художников конца ХIХ века, стояла на Пикассо... Это замечательно.
Музеи же небольших городов должны работать в десять раз больше, чем в Москве или Санкт-Петербурге, потому что в столицах миллионы людей, и один из тысячи да придет. А в провинции надо трудиться так, чтобы каждый посетитель приходил не один, а два-три раза в год. Для этого нужны новые проекты.
Музею необходимо обратиться лицом к посетителю, к тому же детскому саду, школе, вузу, узнать, что ему интересно. Без этого сейчас невозможно.