“Неадекватные” дети: исключить нельзя обучить
В редакцию обратилась Ольга Рябова, в прошлом внештатный корреспондент “Граней”. В своем блоге на сайте газеты 23 октября она разместила сообщение следующего содержания.
“Во втором классе школы № 5 учится мальчик, который не дает проводить уроки. Обзывает учительницу, бьет детей головой о шкаф или стол, рыгает и плюет им в лицо. Родители написали несколько заявлений на имя директора, результатов нет.
Вчера, 22 октября, в присутствии учителей и нескольких родителей он начал бить головой о стол девочку, нанес ей травму, чуть не выбил глаз. Есть справка из травмпункта и заявление в полицию от родителей. Школа справиться не может, а может, и не хочет. Неужели родителям нужно караулить своих детей, нанять охрану?
Проблема: школа не дает защиты от насилия, ребенок там не защищен. Приглашаю родителей к обсуждению темы”.
Отклики на сайте
Тема действительно вызвала бурное обсуждение на сайте. За неделю к сообщению было оставлено 65 комментариев (справедливости ради отметим, что 37 из них принадлежали самой О.Рябовой, которая в красках живописала ужасы, творящиеся в данной школе, “черствость” педагогов и их неспособность что-либо предпринять). Приведем отклики и других людей.
Александр Просвирнов: Когда я служил на Украине, дочь училась в местной школе. И тоже у них был пацан — хулиган, любитель распускать руки. У меня с подобными был мужской разговор — уши им крутил лично. Непедагогично, но эффективно: попросту, по-армейски.
Котенок: А что мама мальчика говорит о его таком поведении? Обратитесь в органы опеки, пускай семью проверят, почему ребенок такой агрессивный.
Елена 2: Олена, обидели вашего ребенка? Мальчик опасен? Настаивайте на отправке его на консультацию к психиатру. Неужели с учеником второго класса не может справиться целая школа? Педагогическая запущенность или поражение центральной нервной системы налицо. Как же характеризовали в детском саду, ведь все дети проходят медкомиссию перед школой?
Второклассник держит в страхе педагога? Но ведь жалоб на него в прошлом году не поступало. Личная неприязнь с чьей-то стороны? Уважаемые, включайте больше разума вместо эмоций. Нет неразрешимых ситуаций, есть неправильный подход к ситуации.
Nata: Просто кошмар какой-то, мой ребенок тоже учится в этой школе. Почему не написать коллективное письмо на имя директора, чтобы класс оградили от этого хулигана? Таким место в спецшколе.
1: Что там 5-я школа, это частный момент. Такой ребенок имеется в каждой школе, иногда и не один. Поверьте, сделать практически ничего невозможно. Вы говорите, первоочередная задача социального педагога — защитить ребенка от бесправия учителей. Педагог системой защищен меньше, чем ребенок. Вызвать родителей для беседы бывает труднее, чем попасть на прием к президенту.
Для перевода в другой класс нужно согласие родителей (а другой класс в чем провинился?). Маму или папу вызывают с работы, и они сидят рядом с ребенком, но это не может продолжаться долго, после их ухода все повторяется.
Вывести такого ученика на домашнее обучение? Здесь требуется некоторое количество документов, которые должны собрать родители. А если они не хотят или им некогда?
А может, перевести в другую школу? Пусть там мучаются (многие так и делают)... Для этого школе необходимо деликатно оказать давление (заметьте, без скандала) на родителей, чтобы они добровольно забрали ребенка из их учебного заведения...
***
Мнение школы
Во время беседы с руководителем учебного заведения Ниной Прокопьевой мы выяснили два немаловажных обстоятельства: мальчик поступил в школу № 5 лишь в сентябре нынешнего года (это к вопросу, почему меры не были приняты еще в первом классе). Факты, указанные в жалобе, школа не опровергла. То есть ученик вел себя именно так, как описано выше. По телефону Н.Прокопьева дала развернутый ответ о сложившейся ситуации и предпринятых педагогами мерах, но потом от своих слов отказалась, заменив их следующим комментарием.
Нина Прокопьева, директор школы № 5: “Очень жаль, что со стороны взрослых людей идет такая жестокость и призыв к насилию по отношению к малолетнему ребенку. Так чего же ожидать от детей?
Задача школы — обучать и воспитывать всех учеников, не деля их на плохих и хороших. Нами ведется целенаправленная профилактическая работа по корректировке поведенческих норм, учебной деятельности, социализации всех детей в школьном коллективе согласно Закону “Об образовании”, Конвенции о правах ребенка, уставу школы”.
Какую жестокость имеет в виду руководитель? Возможно, ситуацию, возникшую в кабинете директора во время визита О.Рябовой в школу. Вот как его описывает сама Ольга Васильевна (из комментариев, размещенных на сайте): “Я сказала этому малолетнему хулигану, что самолично буду проверять его поведение и если он обидит кого-то, лично буду его каждый день бить. Директор закричала, что сейчас вызовет милицию! (Я) хотела его тряхануть за шкирку, но он побежал в кабинет к директору, мы даже с его мамашей толкнули слегка друг друга. Директор опять (завела речь о) милиции, заявление собралась на меня писать. На что я ее спросила, когда она наведет порядок в школе” (стилистика и орфография сообщения сохранены. — Прим. авт.).
Давайте жить дружно?
У председателя городской психолого-медико-педагогической комиссии Светланы Родионовой свое мнение: “Мы изучили документы по данному ребенку, представленные школой № 5, и можем со всей уверенностью сказать, что в этом случае школа сделала все, что могла.
Конечно, проблемы у мальчика налицо, но с чем они связаны, сказать без обследования ребенка невозможно. Эмоционально-волевые нарушения (а именно о них идет речь) могут быть вызваны разными причинами, в том числе не только медицинскими, но и социальными. Так или иначе, в нашей стране обследование детей возможно только с согласия родителей. Принудить к нему нельзя.
Что касается именно этого случая, то надеемся, что мама с ребенком побывают на заседании нашей комиссии уже в ближайший вторник. Вся подготовительная работа для этого ведется сейчас”.
Итак, хеппи-энд? Однако обсуждаемый случай не единственный в нашем городе. Уже было так, что родители в детском саду или школе считали чужого ребенка “неадекватным”, ходатайствовали о его исключении из класса или группы. При этом родная мама по-прежнему искренне считала своего Петю или Сережу добрым и милым ребенком. Кто прав?
С.Родионова призывает все стороны избегать поспешного наклеивания ярлыков. “Злодей” или “хулиган” чаще всего оказывался ребенком, нуждающимся в помощи психологов, медиков или социальных педагогов. Его не бить нужно, а лечить! Именно конструктивное взаимодействие всех взрослых: специалистов образовательных учреждений, родителей этого ребенка, других ребят, готовность проявить понимание, приложить все необходимые усилия, оказать помощь и поддержку являются основой для решения подобных проблем. Конфронтация в данной ситуации — тупиковый путь, уверена С.Родионова.
СТАТИСТИКА
За последний год для обследования в психолого-педагогическую комиссию с различными эмоционально-волевыми расстройствами обратились родители 31 ребенка (5 проц. от всех обследованных). Из 35 школьников 6 обучаются на дому по психиатрическим показаниям.
Комментарии