Недоступная “Доступная среда”
На прошедшем не так давно круглом столе, организованном прокуратурой Чувашии, прокурор Чувашии Василий Пословский обратил внимание участников на сюжет, снятый журналистами Национальной телерадиокомпании: они заходили в общественный транспорт и спрашивали водителей, как пользоваться подъемниками. Оказалось, не все водители знали, как управлять и что делать, когда в автобус пытается сесть инвалид в коляске.
А как обстоит дело у нас? Прокуратура Новочебоксарска провела свой рейд, пригласив поучаствовать в нем и журналиста газеты “Грани”.
Первые троллейбусы с подъемниками для колясок появились в нашем городе в 2014 году по программе “Доступная среда”. Их было всего четыре, но тем не менее многие колясочники тогда обрадовались: наконец-то можно проехать дальше своего двора. На торжественный запуск троллейбусов пригласили и инвалидов-колясочников. Было это красиво и торжественно. На остановку подъезжал троллейбус, водитель выходил из кабины, шел к установленному у задней двери подъемнику, снимал чехол и с помощью пульта спускал его. Коляска въезжала на подъемник, а водитель с помощью того же пульта поднимал коляску с инвалидом в салон.
С тех пор автору этих строк такого не приходилось видеть ни разу. Инвалидов на улицах города больше не стало, а те, кто передвигается с помощью костылей и тростей, предпочитают добираться до больниц, аптек, бассейна пешком или на такси. Молодые мамы в нашем городе молодцы: они лихо поднимают коляску с ребенком по ступенькам. А вот с коляской для новорожденных в троллейбус одной не попасть, поэтому если ребенка надо возить к врачу в поликлинику, то без помощи пап, бабушек и дедушек не обойтись никак. Так где ж она, доступная среда для маломобильных горожан?
В ожидании первого троллейбуса с подъемником (в тот день в рейс вышли только три машины из четырех, одна оказалась на ремонте), мы простояли на остановке “Соборная площадь” полчаса. Вот он наконец-то подъехал. Но водитель на просьбу прокурора показать подъемник в действии развел руками: пульт управления, оказывается, именно в этот день был сдан на ревизию. Чуть позже выяснилось, что ни один троллейбус с подъемником не имел пульта. А без него механизм не запустить.
Хорошо, что в тот день на остановке рядом с нами не было инвалида в коляске. Представляете, прождал бы он полчаса нужный троллейбус, а попасть в салон все равно бы не смог. Не успела я высказать эту мысль, как тут же отреагировал водитель Рудольф.
— Ой, что вы, попал бы! Я бы позвал мужчин, и мы на руках бы подняли коляску, — заверил водитель. — Так не раз делали, и так даже быстрее, а то с подъемником этим замучаешься, пока опустишь-поднимешь, 10 минут пройдет. А у меня график, и пассажиры не готовы столько ждать. Так что пусть инвалиды не беспокоятся, довезем куда надо и без подъемника.
Рудольф за последние пять лет (столько он работает водителем троллейбуса) поднимал и спускал устройство не более семи раз. Было это на День инвалида 3 декабря. А так в обычные дни инвалидов и не встретишь. Коляску детскую надо поднять? Так и ее Рудольф готов сам поднимать, лишь бы не возиться с подъемником.
Следующий троллейбус появился еще минут через 20. Водитель Владимир подъемник расчехлял всего два раза. В этот день он тоже оказался без пульта. Но говорит, что если мама с коляской попросит спустить подъемник, то он сделает это. Но опять же считает, что лучше, если мама возьмет малыша на руки, а кто-то из пассажиров поможет поднять детскую коляску.
Доброта и сочувственное отношение горожан к проблемам инвалидов и других маломобильных граждан — это хорошо, конечно, но троллейбусы с подъемниками куплены городом с определенной целью — сделать проезд в общественном транспорте для инвалидов доступным. А доступность — это не когда тебе помогают добрые люди, а совсем наоборот, когда ты сам, совершенно самостоятельно, не рассчитывая ни на чью помощь, ни на жалость, ни на доброту людскую, можешь доехать из одного пункта в другой.
Тогда же, в 2014-м, вместе с троллейбусами по программе “Доступная среда” город получил несколько информационных табло. Их установили на некоторых остановках, поначалу на них появилось сообщение: работает в тестовом режиме, а потом и оно пропало. Жителям такое отношение к бюджетным деньгам (только на табло было потрачено полмиллиона рублей) не понравилось: в газету они начали писать жалобы. Но табло так и не заработало. Те, кто едет днем по Чебоксарам, где на каждой остановке табло сообщает о времени прибытия транспорта, оказавшись вечером в Новочебоксарске, не могут понять, почему в двух городах такое разное отношение к пассажирам.
Если вы ходите на своих ногах, имеете отличный слух и такое же зрение, то вы даже представить себе не можете, что такая мелочь, как неработающий подъемник или погасшее табло, может стать проблемой. Школьник в инвалидном кресле вырастет, проживет свою жизнь и никогда не побывает в театре. Молодой человек перестанет посещать бассейн. Девушка не сходит в парикмахерскую. Они не получат образование, не пойдут на работу...
И за все это в ответе мы, те, кто легкомысленно взирает на проблемы инвалидов.
КОММЕНТАРИИ
Анна КУЗЬМИНА, председатель городской общественной организации инвалидов:
— Если колясочник захочет учиться в техникуме и вузе, то сделать это он не сможет. Пару раз помучаются с ним родители, а потом ему самому не захочется каждый раз преодолевать барьеры. Потому что у нас как — одну проблему решил, появляется другая.
Именно поэтому на горячих линиях в газете “Грани”, на встречах с чиновниками мы каждый раз поднимаем один и тот же вопрос: создайте в городе социальное такси, чтобы люди за небольшие деньги могли доехать до больницы, учебного заведения, театра, библиотеки.
Алексей, инвалид с детства:
— Я дважды в неделю хожу в бассейн. Добираюсь на своих двоих да на костылях. В бассейне нам дают скидку, за час плавания плачу 70 рублей. Но вот чтобы добраться с остановки общественного транспорта до спорткомплекса у меня уходит почти полчаса, еще больше на обратный путь.
Марина, молодая мама:
— Моему ребенку полгода. Если надо куда-то ехать по делам в общественном транспорте, то без мужа я как без рук, приходится вызывать его с работы. А когда не может, то я иду с Парковой до детской больницы пешком, хотя трудно сказать, что сложнее — затащить коляску в троллейбус или толкать ее по разбитым тротуарам с высокими бордюрами.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати