Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Недоступная “Доступная среда”

Вот так приходится мучиться молодым мамам. Фото Ирины ПАВЛОВОЙНедоступная “Доступная среда” Доступная среда

Вот так приходится мучиться молодым мамам. Фото Ирины ПАВЛОВОЙ

Стоит бандура, пользы — ноль.Недоступная “Доступная среда” Доступная среда

Стоит бандура, пользы — ноль.

“Пока подъемник спустишь-поднимешь, 10 минут пройдет”.Недоступная “Доступная среда” Доступная среда

“Пока подъемник спустишь-поднимешь, 10 минут пройдет”.


0

На прошедшем не так давно круглом столе, организованном прокуратурой Чувашии, прокурор Чувашии Василий Пословский обратил внимание участников на сюжет, снятый журналистами Национальной телерадиокомпании: они заходили в общественный транспорт и спрашивали водителей, как пользоваться подъемниками. Оказалось, не все водители знали, как управлять и что делать, когда в автобус пытается сесть инвалид в коляске. 
А как обстоит дело у нас? Прокуратура Новочебоксарска провела свой рейд, пригласив поучаствовать в нем и журналиста газеты “Грани”.

Первые троллейбусы с подъемниками для колясок появились в нашем городе в 2014 году по программе “Доступная среда”. Их было всего четыре, но тем не менее многие колясочники тогда обрадовались: наконец-то можно проехать дальше своего двора. На торжественный запуск троллейбусов пригласили и инвалидов-колясочников. Было это красиво и торжественно. На остановку подъезжал троллейбус, водитель выходил из кабины, шел к установленному у задней двери подъемнику, снимал чехол и с помощью пульта спускал его. Коляска въезжала на подъемник, а водитель с помощью того же пульта поднимал коляску с инвалидом в салон. 
С тех пор автору этих строк такого не приходилось видеть ни разу. Инвалидов на улицах города больше не стало, а те, кто передвигается с помощью костылей и тростей, предпочитают добираться до больниц, аптек, бассейна пешком или на такси. Молодые мамы в нашем городе молодцы: они лихо поднимают коляску с ребенком по ступенькам. А вот с коляской для новорожденных в троллейбус одной не попасть, поэтому если ребенка надо возить к врачу в поликлинику, то без помощи пап, бабушек и дедушек не обойтись никак. Так где ж она, доступная среда для маломобильных горожан?
В ожидании первого троллейбуса с подъемником (в тот день в рейс вышли только три машины из четырех, одна оказалась на ремонте), мы простояли на остановке “Соборная площадь” полчаса. Вот он наконец-то подъехал. Но водитель на просьбу прокурора показать подъемник в действии развел руками: пульт управления, оказывается, именно в этот день был сдан на ревизию. Чуть позже выяснилось, что ни один троллейбус с подъемником не имел пульта. А без него механизм не запустить. 
Хорошо, что в тот день на остановке рядом с нами не было инвалида в коляске. Представляете, прождал бы он полчаса нужный троллейбус, а попасть в салон все равно бы не смог. Не успела я высказать эту мысль, как тут же отреагировал водитель Рудольф.

 

— Ой, что вы, попал бы! Я бы позвал мужчин, и мы на руках бы подняли коляску, — заверил водитель. — Так не раз делали, и так даже быстрее, а то с подъемником этим замучаешься, пока опустишь-поднимешь, 10 минут пройдет. А у меня график, и пассажиры не готовы столько ждать. Так что пусть инвалиды не беспокоятся, довезем куда надо и без подъемника.
Рудольф за последние пять лет (столько он работает водителем троллейбуса) поднимал и спускал устройство не более семи раз. Было это на День инвалида 3 декабря. А так в обычные дни инвалидов и не встретишь. Коляску детскую надо поднять? Так и ее Рудольф готов сам поднимать, лишь бы не возиться с подъемником.
Следующий троллейбус появился еще минут через 20. Водитель Владимир подъемник расчехлял всего два раза. В этот день он тоже оказался без пульта. Но говорит, что если мама с коляской попросит спустить подъемник, то он сделает это. Но опять же считает, что лучше, если мама возьмет малыша на руки, а кто-то из пассажиров поможет поднять детскую коляску. 
Доброта и сочувственное отношение горожан к проблемам инвалидов и других маломобильных граждан — это хорошо, конечно, но троллейбусы с подъемниками куплены городом с определенной целью — сделать проезд в общественном транспорте для инвалидов доступным. А доступность — это не когда тебе помогают добрые люди, а совсем наоборот, когда ты сам, совершенно самостоятельно, не рассчитывая ни на чью помощь, ни на жалость, ни на доброту людскую, можешь доехать из одного пункта в другой. 
Тогда же, в 2014-м, вместе с троллейбусами по программе “Доступная среда” город получил несколько информационных табло. Их установили на некоторых остановках, поначалу на них появилось сообщение: работает в тестовом режиме, а потом и оно пропало. Жителям такое отношение к бюджетным деньгам (только на табло было потрачено полмиллиона рублей) не понравилось: в газету они начали писать жалобы. Но табло так и не заработало. Те, кто едет днем по Чебоксарам, где на каждой остановке табло сообщает о времени прибытия транспорта, оказавшись вечером в Новочебоксарске, не могут понять, почему в двух городах такое разное отношение к пассажирам. 
Если вы ходите на своих ногах, имеете отличный слух и такое же зрение, то вы даже представить себе не можете, что такая мелочь, как неработающий подъемник или погасшее табло, может стать проблемой. Школьник в инвалидном кресле вырастет, проживет свою жизнь и никогда не побывает в театре. Молодой человек перестанет посещать бассейн. Девушка не сходит в парикмахерскую. Они не получат образование, не пойдут на работу... 
И за все это в ответе мы, те, кто легкомысленно взирает на проблемы инвалидов.

КОММЕНТАРИИ
Анна КУЗЬМИНА, председатель городской общественной организации инвалидов: 
— Если колясочник захочет учиться в техникуме и вузе, то сделать это он не сможет. Пару раз помучаются с ним родители, а потом ему самому не захочется каждый раз преодолевать барьеры. Потому что у нас как — одну проблему решил, появляется другая. 
Именно поэтому на горячих линиях в газете “Грани”, на встречах с чиновниками мы каждый раз поднимаем один и тот же вопрос: создайте в городе социальное такси, чтобы люди за небольшие деньги могли доехать до больницы, учебного заведения, театра, библиотеки. 


Алексей, инвалид с детства: 
— Я дважды в неделю хожу в бассейн. Добираюсь на своих двоих да на костылях. В бассейне нам дают скидку, за час плавания плачу 70 рублей. Но вот чтобы добраться с остановки общественного транспорта до спорткомплекса у меня уходит почти полчаса, еще больше на обратный путь. 


Марина, молодая мама: 
— Моему ребенку полгода. Если надо куда-то ехать по делам в общественном транспорте, то без мужа я как без рук, приходится вызывать его с работы. А когда не может, то я иду с Парковой до детской больницы пешком, хотя трудно сказать, что сложнее — затащить коляску в троллейбус или толкать ее по разбитым тротуарам с высокими бордюрами.

  • Вот так приходится мучиться молодым мамам. Фото Ирины ПАВЛОВОЙ
  • Стоит бандура, пользы — ноль.
  • “Пока подъемник спустишь-поднимешь, 10 минут пройдет”.