Что изменится в России с 1 февраля 2024 года

Обеспечить движение вперед

У Оксаны Владимировны (слева) заниматься очень интересно. Фото из личного альбома О. ДавыдовойОбеспечить движение вперед Десятилетие науки в России

У Оксаны Владимировны (слева) заниматься очень интересно. Фото из личного альбома О. Давыдовой

Доцент кафедры компьютерных технологий Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, кандидат педагогических наук Оксана ДАВЫДОВА.Обеспечить движение вперед Десятилетие науки в России

Доцент кафедры компьютерных технологий Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, кандидат педагогических наук Оксана ДАВЫДОВА.


0

8 февраля в стране отметили профессиональный праздник — День российской науки. Он был учрежден указом Президента России в 1999 году. Именно в этот день в 1724 году, ровно 300 лет назад, по распоряжению императора Петра I в России создали Академию наук.

Между тем завтра, 11 февраля, еще один праздник — Международный день женщин и девочек в науке. И когда, как не в эти дни продолжить знакомить вас с молодыми учеными Чувашии, которые во время объявленного Президентом России Владимиром Путиным Десятилетия науки и технологий определяют векторы развития прогресса не только в республике, но и в стране.
Мы поговорили с доцентом кафедры компьютерных технологий Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, кандидатом педагогических наук Оксаной ДАВЫДОВОЙ.
“Я коренная новочебоксарка, родилась здесь и почти всё время жила в нашем городе. За исключением одного периода: после первого класса, а училась я в школе № 1, наша семья на несколько лет переезжала на Камчатку. Мама и папа были строителями. Они познакомились в казанском техникуме. Мама приехала туда учиться из Тамбовской области, папа — из Чувашии. Работали по специальности, вот и привела судьба на Камчатку. Жили в городе Елизове, примерно в 30 км от Петропавловска-Камчатского. А потом вернулись обратно в Новочебоксарск, я снова пошла в родной класс, уже в восьмой. Так и окончила школу № 1”, — поделилась Оксана Владимировна.

Математика — основа
— Сколько ваших одноклассников стали программистами?
— Насколько я знаю, ни одного. Да и себя программистом не считаю. Я преподаватель, окончила в 1999 году Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева по специальности “учитель математики и информатики”. Когда училась в школе, планировала поступать на медицинский факультет, хорошо знала химию. А информатику и азы программирования изучали теоретически на листочках в старших классах: отсутствовал компьютерный класс, иногда нас водили в Новочебоксарский химико-механический техникум (тогда ЧХМТ), где он был. При этом математика у нас была сильная, ее мы выучили хорошо, благо классным руководителем была преподавательница именно этой дисциплины Тамара Архиповна Фатеева. В общем, передумала и подала документы в ЧГПУ. Поступила без экзаменов, так как школу окончила с золотой медалью.
— Сложно было учиться?
— Пожалуй, только в первый год, но учиться всегда тяжело, если относиться к этому делу серьезно. Так что окончила я вуз с красным дипломом, и мне предложили остаться в аспирантуре при выпускающей кафедре. В 2010 году защитила кандидатскую диссертацию на тему “Подготовка студентов педагогического вуза к разработке электронных образовательных ресурсов”, звание доцента присвоили в 2013-м. В 2017 году пришла в ЧувГУ, где работаю доцентом кафедры компьютерных технологий под руководством Татьяны Ароновны Лавиной. Полноценно работаю в вузе пять лет:  на два года уходила в декретный отпуск.

Всё есть — открывай мир знаний
— Что вы преподаете сейчас?
— Я работаю со студентами-бакалаврами факультета информатики и вычислительной техники направлений подготовки “Прикладная информатика” и “Программная инженерия”, преподаю дисциплины “Программирование” и “Алгоритмы обработки динамических структур данных”. Процесс обучения программированию включает, во-первых, изучение методов построения алгоритмов. Во-вторых, изучение какого-либо языка программирования, начиная с азов, в нашем случае это С++, овладение навыками практического программирования на языке С++ для решения стандартных задач, связанных с обработкой массивов, файлов, текстов и так далее. Дисциплина преподается на первом курсе, студенты очень разного начального уровня, ведь не все сдают ЕГЭ именно по информатике, при поступлении можно выбрать вместо нее физику или химию, обязательны только русский язык и математика. Поэтому одной из задач обучения программированию я вижу также в том, чтобы сформировать у студентов определенный базовый уровень знаний в данной области, на который они потом будут опираться при изучении профильных дисциплин, в том числе связанных с программированием.
— Что вуз для этого предоставляет?
— Я бы сказала, всё что необходимо. У нас более 10 компьютерных, два мобильных класса, они оборудованы совместно с партнерами факультета. Среди лабораторий факультета — лаборатория технических и аппаратно-программных средств защиты информации; лаборатория защищенных автоматизированных систем; лаборатория компьютерной графики и анимации; сетей и систем передачи информации и др. Если мы говорим о профиле “Прикладная информатика в дизайне”, то для обучающихся по этому профилю материально-техническое обеспечение представлено высокопроизводительными компьютерами и 3D-периферийным оборудованием, а это 3D-принтеры, 3D-сканер, система виртуальной реальности (VR), состоящая из шлема, контроллеров и базовых станций, бинокулярные видеоочки дополненной реальности (AR).

Уметь ставить задачи
— Давайте вернемся к языку программирования “С++”. Что это за “зверь”?
— Это универсальный международный язык для создания высокопроизводительных программ. Он разработан более 40 лет назад, но используется во многих направлениях: прикладных, системных программных продуктах, на нем пишут операционные системы, драйверы устройств, игры. Там, где есть повышенные требования к производительности, используют С++. Конечно, есть и более популярные современные языки, такие как JavaScript, Python, Java, PHP, C# и другие. Но если человек владеет одним языком программирования, то следующие ему изучать будет намного легче, ведь все современные языки строятся на одной базе.
 Важно разбираться в базовых принципах программирования, освоить общие алгоритмы решения наиболее часто возникающих задач, и тогда без разницы, какой язык (инструмент) использовать. Конечно, в каждом языке присутствуют свои тонкости, которые можно познать только спустя время, но вначале языки будут отличаться лишь используемым синтаксисом.
— Есть мнение, что сейчас чуть ли не важнее уметь ставить задачи, а решать их, допустим, уже будет искусственный интеллект (ИИ). Так ли это?
— На нашем факультете второй год подряд реализуется программа магистратуры по профилю “Искусственный интеллект и бизнес-аналитика”. Что касается тех же нейросетей, в настоящее время, я бы сказала, речь идет о решении рутинных задач. Все-таки бОльшая часть нашей деятельности по-прежнему в сфере постижения человеческим интеллектом. Но если можно решить бытовые вопросы, например организацию “умного дома”, с помощью нейросетей, почему нет. И да, уметь грамотно поставить задачи — это важно, и не только применительно к ИИ.

Нужны со студенческой скамьи
— С какими студентами вам интересно работать?
— С теми, кто неравнодушен, хочет учиться. Даже не столь важно, какой у студента начальный уровень. При желании всё можно освоить. Знания мы даем в соответствии с современными требованиями. Можно сказать, что учим учиться, чтобы специалист, устроившись на работу, мог освоить то, что от него требуется, и развиваться дальше. Знания, полученные в университете, служат фундаментом для дальнейшего развития в профессиональной области. Чаще всего по профилю наши студенты начинают работать с третьего курса, когда они проходят производственную практику на предприятиях, на четвертом трудятся уже многие. “Кейсистемс”, “Лидер софт”, “ИСЕРВ”, да все крупные предприятия ИТ-отрасли — партнеры нашего факультета, они заинтересованы в новых кадрах, которые готовит ЧувГУ. Как и пром­предприятия “Элара”, ЧЭАЗ, “Экра” и другие. Представители работодателей сами приходят на наш факультет, рассказывают о своих компаниях, приглашают к себе на учебные курсы, стажировки. В Чувашии, как и в стране, большая нехватка ИТ-кадров. Поэтому на наш факультет выделяют достаточно много бюджетных мест, в этом году, например,  порядка 300.
— То есть в условную Москву ехать не надо?
— Наши студенты — ИТ-специалисты имеют такие же возможности, как и в крупных городах: и по качеству знаний, и по условиям работы, и по зарплате. Может быть, когда-то переезд и был актуален, но сейчас ситуация совсем другая. Цифровая трансформация в Чувашии набирает серьезные обороты, поэтому специалисты востребованы именно здесь, на родине. Более того, есть немало случаев, когда студенты, обучающиеся в других городах, переводятся на наш факультет. Это уже о многом говорит.
— У вас были предложения, скажем так, со стороны?
— Как уже сказала, я считаю себя учителем. Мое дело — дать нужные знания новому поколению, которое будет развивать нашу страну. Этим живу, это люблю и каждый день хочу делать свою работу лучше. И именно здесь, в ЧувГУ.


ЛЮБИТЬ НАУКУ

Оксана ДАВЫДОВА, доцент кафедры компьютерных технологий  ЧГУ им. И.Н. Ульянова, кандидат педагогических наук:
— Поступив на факультет информатики и вычислительной техники, студент полностью погружается в современную ИТ-сферу, получает качественное образование, приобретает престижную профессию, может претендовать на высокооплачиваемую работу.
Это творчество, никакой скуки, динамично развивающаяся отрасль. Всё время человек, как в вузе, так и потом в жизни или науке, если он выберет этот путь, будет узнавать что-то новое, причем постоянно. И речь идет не только о программировании, сфера применения знаний огромна.
Хочу отметить, раз речь зашла о науке: ею нельзя заниматься из-под палки. Люди должны любить ее, гореть идеями. Без науки у нас не будет движения вперед в плане технологий, экономики, развития образования в Чувашии и России. Поэтому государство, ЧувГУ уделяют пристальное внимание науке. И студенты, и преподаватели могут проявить себя: участвовать в конференциях, получить гранты, подготовить и реализовать проекты, прийти к успеху.


  • У Оксаны Владимировны (слева) заниматься очень интересно. Фото из личного альбома О. Давыдовой
  • Доцент кафедры компьютерных технологий Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, кандидат педагогических наук Оксана ДАВЫДОВА.