Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Образовательный суверенитет: сохранить и защитить созданное

Семейные ценности, патриотизм — вот что лежит в основе образовательного суверенитета. Образовательный суверенитет: сохранить и защитить созданное Августовский педсовет

Семейные ценности, патриотизм — вот что лежит в основе образовательного суверенитета.

Слайд отдела образования НовочебоксарскаОбразовательный суверенитет: сохранить и защитить созданное Августовский педсовет

Слайд отдела образования Новочебоксарска


Казалось бы, традиционное августовское совещание педагогов прошло как всегда: в ДК “Химик” в предпоследний день лета собрались представители отрасли, чтобы обменяться мнениями. Начальник отдела образования администрации Новочебоксарска Светлана РОДИОНОВА озвучила доклад о ситуации в образовании. Но, отходя от привычного шаблона, Светлана Васильевна начала не с результатов обучения за год, а с вещей гораздо более важных.
 Вот и тема для августовского совещания была выбрана необычная: “Современные вызовы в условиях укрепления суверенитета российской системы образования”. Что означает на практике суверенитет в образовании? Это в первую очередь приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям. А кроме того, целенаправленное формирование единого образовательного пространства, дальнейшее повышение статуса российского педагога, внедрение современных информационных технологий.
Выступая на форуме Агентства стратегических инициатив, Президент РФ Владимир ПУТИН обратил внимание, что наша страна меняется: “Эта новизна заключается в том, что мы выходим на совершенно другой уровень стоящих перед нами задач. Страна качественно меняется изнутри, становится более самодостаточной, более суверенной, уверенной в себе. Это время России”.
Какие истины открылись нам за 2,5 года, что идет специальная военная операция? Мы вдруг поняли, что

  • мирное будущее наших детей — это не гарантия и не норма. За это нужно бороться, за это нужно сражаться;
  • наша российская армия — это мы сами, наша плоть и кровь, и нам самим становится больно, когда ранят одного из наших сыновей, мужей, братьев и отцов;
  • гордиться своей армией, нашими героическими солдатами — это норма.

Помощь фронту — без приказа, по зову души — стала частью нашей ежедневной жизни. Мы без громких слов помогаем приближать нашу общую победу, потому что она — одна на всех.
Совершенно незаметно изменилось наше отношение ко всему, связанному с Великой Отечественной войной. Оказалось, что подвиги дедов и прадедов находятся на расстоянии вытянутой руки. И сегодня мы можем сказать им: “Мы вас не предали и не подвели!”
Мы в едином порыве писали письма и рисовали открытки, готовили обереги и окопные свечи. Собирали посылки и отправляли их НАШИМ.
Оказалось, что тема патриотизма близка и понятна российским детям.

Поддержим нуждающихся
Летом 2023 года подписаны соглашения о сотрудничестве между Дмитровской средней школой Бердянского района Запорожской области и администрацией Новочебоксарска.
Сформировано и отправлено несколько посылок с подарками, последняя партия из более чем 30 коробок с канцелярскими принадлежностями отправилась в Запорожье незадолго до начала нового учебного года. Наиболее активное участие в сборе приняли ученики и их родители из лицея № 18 и городского ТОПа.
В марте активисты школ Новочебоксарска и Дмитровской школы пообщались в рамках телемоста. Такие встречи будут продолжены.

Парты героев
Важной частью патриотиче­ской работы стало сохранение памяти о наших героях. В школах № 2, 5, 8, 9, 12 и гимназии № 6 открыты Парты героя, в школах № 5 и 9 установлены мемориальные доски в память о выпускниках школ, погибших при исполнении воинского долга в ходе специальной военной операции.
Воспитательный процесс многогранен и разнообразен. В театральном фестивале “Асам” творческая студия школы № 19 под руководством Дарьи Барышниковой со спектаклем “Я + сердце =” стала победителем в номинации “Лучшая режиссура”.
Еще одно направление, которое получило развитие, — школьные хоры. Певческий коллектив лицея № 18 прошел федеральный отбор и стал участником Всероссийского конкурса хоровых и вокальных коллективов в ВДЦ “Орленок”.
Развиваются волонтерские и экологические отряды, отряды вожатых, увеличивается число представителей юных инспекторов движения и “Юнармии”, активно работает школьное ученическое самоуправление, отметила Светлана Родионова.

Движение первых
Во всех школах Новочебоксарска открыты первичные отделения “Движения первых”. В конкурсе “первичек” школа № 9 заняла второе место и получила 300 тыс. рублей, школы № 13, 20 и лицей № 18 заняли третье место и получили 200 тыс. рублей на оснащение комнат детских инициатив.
Ребята из Новочебоксарска активно участвуют в движении. Так, Серафима Шагина из школы № 12 вошла в число призеров Всероссийского конкурса “Большая перемена” и стала обладателем премии в размере 100 тыс. рублей.

Зарница 2.0
В этом году республиканский этап Всероссийской военно-патриотической игры “Зарница 2.0” проходил в “Звездочке”. Участниками форума стали 54 юнармейских отделения из 24 муниципалитетов Чувашии.
На открытие приехал заслуженный артист России Дмитрий Дюжев и съемочная группа нового патриотического проекта о героях СВО “Герои по соседству”. Личный пример военнослужащих, участвовавших в СВО, должен вдохновить зрителей и “подать правильный пример нравственных ориентиров”.
Светлана Родионова довольно подробно остановилась на успехах и достижениях отдельных образовательных учреждений и системы образования Новочебоксарска в целом. О стобалльниках, учениках-медалистах и победителях профессионального конкурса среди педагогов, а также о капремонте школ и благоустройстве территорий ранее мы писали неоднократно.   
Я же остановлюсь на плакатах с цитатами воспитанников детских садов Новочебоксарска, которые разместили на стенах Центра мониторинга образования. Малышей попросили продолжить фразу: “Когда я стану папой/мамой, я всегда/никогда…” Среди самых популярных детских ответов: “Я всегда буду любить и защищать свою семью” и “Я никогда не буду кричать и обижать своего ребенка”.
Все сказанное особенно актуально в текущем году, который объявлен Годом семьи в России.

КСТАТИ

А вот какие новшества будут введены для учеников в наступающем учебном году:

  • запрет на использование телефона  на уроках;
  • введение новых модулей на уроках физической культуры;
  • ГОСТ на школьную форму;
  • новый подход к преподаванию истории;
  • новые учебники географии;
  • появление в школьной программе нового курса “Семьеведение”;
  • уроки труда вместо “Технологии”;
  • новый предмет “Основы безопасности и защита Родины” вместо ОБЖ.

КОММЕНТАРИИ

Александр МАТВЕЕВ, директор школы № 20, председатель комиссии по образованию в НГСД:
— Нововведений в школьной жизни уже со 2 сентября будет много. Некоторые из них назрели давно, и их диктует само время. Например, трудовое воспитание снова возвращается в школу. До недавнего времени без согласия родителя ученика нельзя было привлечь ни к уборке класса, ни даже к поливу цветов. Теперь согласие не требуется. В 1-4 классах у детей будет 45 минут общественно полезного труда в неделю, в 5-11 классах — полтора часа в неделю.
Вместе с тем на уроках труда будут
осваиваться полезные и современные навыки. Например, детей научат управлять беспилотным летательным аппаратом. Правда, пока не знаю, кто это будет делать, учителя сами еще не владеют этим навыком, но ничего, постепенно будем осваиваться и идти в ногу со временем.
Людмила КАЛАШНИКОВА, директор школы № 14:
— Для меня суверенитет в образовании — это прежде всего патриотическое воспитание учащихся. Самым же показательным явлением в таком воспитании являются кадетские классы.
Сейчас в 14-й школе действуют три кадетских класса: третий, седьмой и одиннадцатый, и мы хотим открыть в этом году еще один. Кадеты по сравнению со своими сверстниками отличаются большей осознанностью поступков. И касается это всех сфер жизни: отношения к учебе, старшим и младшим членам семьи и к тем, кто вокруг. Стыдно быть кадетом и подвести товарищей, родную школу каким-то неблаговидным поступком. Кадетство чрезвычайно дисциплинирует.
Наталья БАХМИСОВА, директор лицея № 18:
— Одним из ключевых показателей укрепления суверенитета российской системы образования является качественное образование, вхождение России в первую десятку стран мира по качеству общего образования. В нашем лицее создана система поддержки одаренных детей, которая позволяет ученикам ежегодно участвовать во Всероссийской олимпиаде школьников.
В прошлом учебном году на олимпиаде школьников наши лицеисты завоевали 202 призовых места на муниципальном этапе (почти треть от общего количества призовых мест в городе), 35 — на региональном этапе. На всероссийском этапе в трех олимпиадах Чувашию представляли наши учащиеся. Десятиклассница Валентина КЛИМЧЕНКО стала призером заключительного этапа олимпиады по экономике.
Наталья КРОТОВА, директор школы № 17:
— Успехи российских школьников на международных олимпиадах, особенно в точных науках, позволяют сделать вывод, что всё мы делаем правильно.



  • Семейные ценности, патриотизм — вот что лежит в основе образовательного суверенитета.
  • Слайд отдела образования Новочебоксарска