Особые условия для особенных малышей
В России, как и во всем мире, увеличивается число детей с особенностями развития, нуждающихся в специальных условиях обучения. В детских садах открываются группы компенсирующей направленности, комбинированного вида, службы ранней помощи. Родители должны помнить: чем раньше начать заниматься с ребенком и привлекать специалистов-дефектологов и логопедов, тем лучше будет результат.
В настоящее время детский сад № 12 “Золотой ключик” посещают 24 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, двое находятся на надомном обучении, еще двое посещают группу ранней помощи (это малыши до трех лет, которые не получили место в детском саду, но имеют статус ОВЗ и нуждаются в реабилитации).
Слабовидящие и слабослышащие ребята, с нарушениями речи, расстройством аутистического спектра, с задержкой психического развития занимаются вместе со здоровыми детьми в группах комбинированного вида.
“Мы изучаем заключение психолого-медико-педагогической комиссии, на каждого ребенка пишем адаптированную образовательную программу, — поясняет исполняющий обязанности заведующего детским садом № 12 Татьяна ШАВИКОВА. — Занятия проходят один-два раза в неделю и длятся от 10 до 30 минут в зависимости от возраста ребенка. В детском саду созданы условия для особенных деток, а воспитатели и педагоги делают всё возможное, чтобы мальчики и девочки чувствовали себя комфортно”.
В прошлом году было закуплено специализированное оборудование: сенсорный гамак, яйцо Кислинг, модуль “Качели-мяч”, балансировочная доска, утяжеленные шарф, жилет и одеяло, мобильный стул для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
О каждом приспособлении подробно рассказывает учитель-дефектолог Надежда ТАРАСОВА.
“Яйцо Кислинг похоже на гнездышко, где мягко и уютно, как в животе у мамы. Находясь в яйце, ребенок отключается от внешних раздражителей и сосредотачивается на тактильных ощущениях. Ему становятся доступны поглаживания и прикосновения, которых ранее он со стороны взрослых не допускал.
Для ребят постарше используем сенсорный гамак. Мы можем в нем прятаться и прятать, качаться и качать, переворачиваться, сжиматься, тянуть — гамак позволяет проработать вестибулярную, проприоцептивную, тактильную системы ребенка в игровой форме. Мы развиваем сенсорные ощущения, а значит, праксис, внимание, скорость реакции и мотивацию.
Регулярно на занятиях используем утяжеленные изделия. Равномерное распределение наполнителя оказывает глубокое давление на тело и стимуляцию проприоцептивной обратной связи. Ношение жилета и шарфа, 15-минутный сеанс отдыха под утяжеленным одеялом снимают тревогу и напряжение, повышают тонус мышц, улучшают внимание и социальное взаимодействие, развивают адаптивные способности.
Оборудование незаменимо при работе с детьми с нарушениями сенсорной интеграции, задержкой речевого, моторного развития, РАС, синдромом дефицита внимания и гиперактивности”, — делится Надежда Геннадьевна.
Помимо дефектолога, с особенными детьми работают логопед и психолог.
“К сожалению, мы замечаем, что структура дефектов становится сложнее. Чем больше специалистов вовлечены в работу по коррекции недоразвития у ребенка, тем эффективнее будет проходить его реабилитация и социализация, — считает учитель-логопед Алевтина КОРОЧКОВА. — Всё в человеческом организме взаимосвязано. Речевое развитие ребенка зависит от физического и психического. А полноценная речь в свою очередь влияет на формирование таких познавательных процессов, как память, внимание, мышление и воображение”.
Все воспитатели прошли переподготовку по дополнительной профессиональной программе. Кроме того, в “Золотом ключике” есть ассистент для непосредственной работы с особенными детьми. Он сопровождает своих подопечных в детском саду, кормит их, собирает на прогулку.
Особенным детям многое дается с трудом, но они старательны, причем абсолютно все. И самая большая радость для педагогов и родителей — видеть результат, к которому они идут небольшими, но уверенными шагами.