Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Отец Владимир: Все люди рождаются верующими

Фото Наталии КОЛЫВАНОВОЙОтец Владимир:  Все люди рождаются верующими

Фото Наталии КОЛЫВАНОВОЙ


2

Начался самый главный и самый строгий Великий пост — время осмысления жизни и духовного очищения, молитвы и покаяния. У каждого из нас свой путь к Богу, свое предназначение. У кого-то дорога эта прямая и ровная, у кого-то — длинная и извилистая. Пример этого — путь настоятеля храма святителя Николая поселка Сосновка (Заволжье) иерея Владимира (Дормидонтова), принявшего сан священника в 50 лет.
Удивительно и необъяснимо, но, просто находясь рядом с ним, чувствуешь невероятную энергию, доброту и человечность и, кажется, понимаешь истинный смысл бытия. Ему по-настоящему доверяешь и ощущаешь желание подражать.
В преддверии Великого поста мы побеседовали с батюшкой о вере, живущей в душе человека наперекор внешним обстоятельствам.

— Отец Владимир, наступил Великий пост.
— Это особое время, когда мы должны внимательно оценить состояние своей души, своего духа. Есть ли у нас что-то доброе, соединяющее нас с небесной жизнью?
Пост — время для духовного очищения. Пост не диета. Разве очистится душа, если мы откажемся от салата со сметаной или котлеты? Не будет пользы от воздержания телесного, если не соединить его с воздер­жанием духовным — от зла, от страстей.
Великий пост — это время, когда нужно сосредоточиться на осмыслении своих грехов. Важно сдерживать язык от гневных и несправедливых слов, а мысли — от осуждения. 
— Скажите, а вы в детстве задумывались ли когда-нибудь о том, что станете священником?  
— Целенаправленно к этому не стремился, но, видимо, так должно было случиться.
Родился я в обычной крестьянской семье. Отец был строгий, мама — сильная женщина с характером. Она была самой старшей в семье, поэтому, когда отец ушел на фронт, на ее плечи легла часть забот о младших. Это воспитало ее характер.
Мои родители вообще были очень работящими.
— Ваше трудолюбие от них?
— Я — лентяй (смеется). Ленивые все делают быстро, чтобы поскорее отделаться от работы. И на совесть, чтобы не переделывать.
Конечно, все приходилось делать. С отцом и баню строили, и доски строгали, и бревна пилили. Бывало, с ребятами охота на лыжах сходить, но, чтобы пойти покататься, надо кучку дров наколоть. А летом отец с матерью на страде, придешь домой, возьмешь ведро и идешь корову доить. 
— Когда в вашу жизнь пришла вера?
— Она всегда была. Семья у нас была верующая. Других в то время и не было. Дома и в передней, и в задней горнице были святые уголки с иконами. В церковь в соседнее село ходили причащаться. 
В нашем храм был разрушен — воспоминание об этом событии одно из самых ярких моего детства. Мне было четыре года. Помню, по улице женщины, старики бегут, причитают. Я за ними. И видим, как крест с купола падает на землю. Потом из бревен храма школу по­строили.
— В советское время о вере в Бога не говорили.
— Но это не значит, что ее не было. Я рассказывал матери дома, как в школе нам объясняли, что Бога нет. “Ну и пусть говорят, — отвечала она. — Что-то ведь все равно есть”. Это были мои первые катехизические курсы.
Потом стал читателем журнала “Наука и религия”. Мне было интересно, почему все выступают против духовного начала. Чем больше вчитывался, тем больше понимал, что это  абсурд полный. На страницах издания церкви приписывались суеверия, с которыми она сама всегда боролась. Это было второе по­знание веры. 
Ну и теща оказала немалое влияние на мое мировоззрение. Она почти 60 лет была регентом в храме. Когда собрались жениться, мы с матушкой сначала обвенчались, а только на следующий день подали заявление в сельсовет. 
— Обвенчались?
— Да, я был тогда депутатом, членом райкома партии. Наш священник побоялся совершать таинство. Сели на его “Запорожец” и поехали в глухое село на границу с Мордовией. Там местный батюшка нас повенчал. 
— Как продолжилась ваша жизнь?
— В 25 лет мне предложили занять место первого секретаря райкома. Отказ не принимали, тогда подал заявление об уходе, и мы рванули с супругой за сот­ню верст на Челябинский тракторный завод. 
Там родилась дочь Татьяна. Местный климат ей плохо подходил, она часто болела, и мы решили вернуться в Чувашию. В Чебоксарах тогда строился завод силовых агрегатов. Переводом меня оформили. Перед самым отъездом появилась на свет вторая дочь — Юлия. Сын Артем родился уже здесь.
— А когда стали священником?
— Я работал главным механиком на заводе, когда в храм соседнего села приехал молодой настоятель — отец Георгий. Активный, доброжелательный. Как-то сразу к нему люди потянулись.
От священника тоже многое зависит. В большинстве случаев люди не из церковной среды приходят в храм, когда им плохо, если горе какое-то случилось. Чтобы не отпугнуть от церкви, важно в этот момент дóбро поговорить с человеком, даже если он странно выглядит. Ведь неизвестно, что с ним случилось, может, он болен.
Сдружились мы семьями с отцом Георгием. Начал я ему в храме помогать. Хотя сначала, когда он предложил: “Приходи в алтарь, прислуживать будешь”, даже испугался: а достоин ли я? 
Это время совпало с моим уходом с агрегатного завода. Туда пришли новые хозяева, и все стало потихоньку разваливаться.  
Сначала прислуживал батюшке в храме, а в 2004 году по благословению митрополита Чебоксарского и Чувашского высоко­преосвященнейшего Варнавы был выбран заместителем председателя приходского совета Введенского кафедрального собора Чебоксар.
Но не сразу стал священником. Долго мне казалось, что я недостоин. На решение по­влиял мой духовный наставник старец Федор Иванов, с которым по­встречался под Яро­славлем. Сейчас его уже нет с нами, но именно он многому меня научил.
18 июня 2006 года меня рукоположили в сан диакона, а 25 июня — в сан иерея.
— Помните, как себя ощущали, приняв сан?
— Расскажу такой случай из моей жизни.
На следующий день после моего рукоположения в сан диакона в Чебоксары должна была прибыть частица мощей Иоанна Крестителя. Встречали мы ее в аэропорту, а жара в тот день стояла такая! И вот из приземлившегося Як-40 монах выносит раку с десницей, и в этот момент откуда ни возьмись налетела небольшая туча и начался ливень. Буквально пять минут — мы насквозь мокрые, а туча куда-то подевалась. Словно Иоанн Креститель нас крестил водой небесной.
— Уже более десяти лет служите священником. Не пожалели, что выбрали этот путь?
— Служение Богу и людям — тяжелая вещь. Но сомнений  не было. Иногда казалось, что недостоин я. Все промысел Божий. Все очень правильно случилось. 
— Вы долгое время служили в Новочебоксарске. Что пожелаете горожанам?
— Терпения друг к другу. Это самое главное в семейной жизни. Не надо создавать семью без любви. Сыну говорю: не надо жениться только ради того, чтобы жениться. Если не торкнуло сердечко, нет смысла. Молись больше и прислушивайся к зову своей души. Не обязательно же в 18 или в 20 выходить замуж или жениться. И в 35 можно. Молитесь, и Господь пошлет человека, который вам нужен. 
И еще. Недавно прочел статью Арвида Карлссона, ученого из Швеции, лауреата Нобелевской премии по физиологии и медицине за 2000 год, о том, что мы рождаемся верующими. Наши гены дал нам Бог. И это естественная форма жизни: в отношениях с Богом, в молитве к Богу и в вере в Бога. Оставайтесь всегда с Богом. Помните, русская пословица гласит: “Без Бога ни до порога”. 

***

НАША СПРАВКА

Родился 29 января 1957 года в селе Ряпино Порецкого района. В 1972-м окончил Ряпинскую 8-летнюю, а в 1974-м — Порецкую среднюю школу, в 1979-м — Чувашский сельхозинститут по специальности инженер-механик.

С 1979-го по 1983 год работал в колхозе “Маяк” Порецкого района: сначала инженером, затем — главным инженером. Позднее трудился на руководящих должностях промышленных предприятий Челябинска и Чебоксар.
В 2004 году выбран заместителем председателя приходского совета Введенского кафедрального собора (Чебоксары). 18 июня 2006 года рукоположен в сан диакона, а 25 июня — в сан иерея высокопреосвященнейшим Варнавой, митрополитом Чебоксарским и Чувашским. 
21 июня 2016 года назначен настоятелем храма святителя Николая поселка Сосновка  (Заволжье). Женат, имеет троих детей, двоих внуков.

Наталия КОЛЫВАНОВА, Светлана ФЕДОТОВА
  • Фото Наталии КОЛЫВАНОВОЙ