Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Почему профессия инженера снова престижна и как им стать

Руководитель проекта “Высшая инженерная школа” кандидат физико-математических наук Дарья ТРОЕШЕСТОВА. Почему профессия инженера снова престижна и как им стать ЧГУ ЧувГУ Высшая инженерная школа

Руководитель проекта “Высшая инженерная школа” кандидат физико-математических наук Дарья ТРОЕШЕСТОВА.

Заместитель генерального директора предприятия — директор инженерно-производственного комплекса “МПРЗА” Петр ВАРГАНОВ.Почему профессия инженера снова престижна и как им стать ЧГУ ЧувГУ Высшая инженерная школа

Заместитель генерального директора предприятия — директор инженерно-производственного комплекса “МПРЗА” Петр ВАРГАНОВ.

Высшая инженерная школаПочему профессия инженера снова престижна и как им стать ЧГУ ЧувГУ Высшая инженерная школа

Высшая инженерная школа


В последние несколько десятков лет в нашей стране незаслуженно упал престиж профессии инженера. Сначала был бум на юристов и экономистов, затем популярными стали финансовые аналитики и программисты. А сейчас на рынке труда одними из самых востребованных оказались инженеры.

И тут вскрылась проблема: многие современные вузы готовят специалистов по старинке, по тем же программам и учебникам, которые были еще в советское время. Что делать? В Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова в этом году стартует проект “Высшая инженерная школа”, который призван открыть для студентов новый формат высшего образования.

В проект попадут 100 первокурсников четырех факультетов: энергетики и электротехники, радиоэлектроники и автоматики, информатики и вычислительной техники и машиностроительного. В дополнение к своей специальности их будут обучать проектным технологиям.


Проект стартовал

“Идея встать на новые рельсы возникла не сразу. Сначала в вузе начали фиксировать небольшую потерю интереса к техническому творчеству у студентов технических направлений, а также у школьников, — говорит руководитель проекта “Высшая инженерная школа” кандидат физико-математических наук Дарья ТРОЕШЕСТОВА. — Затем начали отмечать, что студентам стала сложно даваться физика. И вот тут задумались, как это исправить, и начали проводить исследования.

В итоге зафиксировали несколько причин. Одна из главных — образовательные форматы, которые существуют в университете и не менялись практически с тех пор, как существует ЧГУ. Традиционные лекции, практические занятия и лабораторные работы современной молодежи уже не подходят. Вот тогда и поняли, что надо менять способы подачи материала, начали искать практики ведущих вузов страны и изучать опыт зарубежного инженерного образования. И хотя классическая подготовка инженеров в Чувашском гос­университете находится на высоком уровне, поскольку идет в тесном сотрудничестве с высокотехнологичными индустриальными предприятиями республики, новое время и новое поколение абитуриентов требуют современных решений и образовательных технологий”.

Проанализировав пожелания будущих работодателей, в ЧГУ приступили к разработке программы. Проект только стартует, обучение бесплатное, это бюджетные места. Ядро программы рассчитано на два года, а потом будет селекция по направлениям и планируется приглашать преподавателей из ведущих вузов страны. Они будут вести занятия в разных форматах — и онлайн, и офлайн.

В программе предусмотрено и саморазвитие студентов, для этого запланированы факультативные занятия. С первого по четвертый курс они будут сами выбирать себе элективы (дополнительные занятия) в зависимости от проекта и желания. Предметы — от робототехники до риторики. И еще: если вдруг студенту не понравится учиться в Высшей инженерной школе, то он всегда сможет вернуться к обычному обучению.

Это партнерский проект: для его реализации компании будут предоставлять оборудование и преподавателей. Уже договорились с такими предприятиями республики, как ЧЭАЗ, “Релематика”, ВНИИР, НПП “ЭКРА”, НПП “Бреслер”, “Сеспель”, “Элтех”, iGrids (“Интеллектуальные сети”). Пока это компании преимущественно из сферы электроэнергетики, но список партнеров постоянно расширяется.


Таких выпускников выбирают лидеры

Одним из первых новый проект поддержал Чебоксарский электроаппаратный завод. 

“Мир меняется, техника меняется, сейчас во все отрасли пришла информатика, в том числе и в энергетику. И нужно подстраиваться под это”, — считает заместитель генерального директора предприятия — директор инженерно-производственного комплекса “МПРЗА” Петр ВАРГАНОВ. Кроме того, Петр Геннадьевич — потомст­венный инженер, поэтому как никто другой понимает, каких специалистов нужно готовить сегодня.

“Что мы ждем от Высшей инженерной школы? Она должна в первую очередь своей формой обучения привлечь желающих учиться по техническим специальностям. Но именно содержание, которое определяет уровень и качество образования, должно быстро подтянуться за этой формой. Высшая инженерная школа — это другое образование, которое сможет принести пользу”, — рассказывает Дарья Троешестова. 

Кстати, если изучить происхождение слов “инженер” и “гений”, то получается, что они однокоренные. Инженер — это тот, кто создает. А инженер в электротехнической или энергетической отрасли создатель в квадрате. Ведь он должен, во-первых, спланировать, во-вторых, разработать, в-третьих, воплотить и проверить свои идеи в образцах, в-четвертых, внести изменения, если что-то не получилось. То есть процесс долгий и требует напряжения извилин.

“Поэтому ценность технического образования в ЧГУ не только в том, что можно выучиться и сразу же устроиться на работу, но и в том, что его признают крупнейшие энергетические компании “Транснефть”, “Россети”, “РусГидро” и другие. То есть они понимают, что в Чебоксарах хороший центр компетенций, где студенты получают те знания, которые необходимы на производстве”, — заключает руководитель ВИШ.


КОНТАКТЫ

Высшая инженерная школа:

Сайт: vish.chuvsu.ru

“ВКонтакте”: vk.com/vish.chuvsu

Телефоны: (8352) 45-23-39, 45-20-67, 8-800-550-79-88

Адрес приемной комиссии ЧГУ:  Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Университетская, д. 38




  • Руководитель проекта “Высшая инженерная школа” кандидат физико-математических наук Дарья ТРОЕШЕСТОВА.
  • Заместитель генерального директора предприятия — директор инженерно-производственного комплекса “МПРЗА” Петр ВАРГАНОВ.
  • Высшая инженерная школа