Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Под Андреевским стягом

Вячеслав Платонов в кабине ТУ-95РЦ при перелете через Атлантику на Кубу, 1983 г.Под Андреевским стягом День ВМФ

Вячеслав Платонов в кабине ТУ-95РЦ при перелете через Атлантику на Кубу, 1983 г.

Командир истребителя Грег Квист с позывным Magic.Под Андреевским стягом День ВМФ

Командир истребителя Грег Квист с позывным Magic.

Крайний справа — мичман Юрий Каргин.Под Андреевским стягом День ВМФ

Крайний справа — мичман Юрий Каргин.

Экипаж КС-86 после испытаний.Под Андреевским стягом День ВМФ

Экипаж КС-86 после испытаний.

Василий Петров на берегу Амурского залива. 1963 г.Под Андреевским стягом День ВМФ

Василий Петров на берегу Амурского залива. 1963 г.

Ветеран подразделений особого риска капитан-лейтенант в отставке Михаил Клапатюк сегодня ведет общественную работу по патриотическому воспитанию молодежи. Под Андреевским стягом День ВМФ

Ветеран подразделений особого риска капитан-лейтенант в отставке Михаил Клапатюк сегодня ведет общественную работу по патриотическому воспитанию молодежи.


0

День Военно-морского флота РФ в Чувашии традиционно отмечают тысячи жителей. Те, кто служил на кораблях надводных и субмаринах, в морской пехоте и авиации, в береговой охране, даже морские пограничники. Объединяет их Андреевский флаг, в той или иной вариации присутствующий на стягах боевых объединений.

Небо и море: что в сердце моем?

В моем школьном детстве учитель русского языка и литературы, а также физкультуры капитан запаса Фридрих Спиридонович Степанов в Юманлыхской восьмилетней школе готовил из нас защитников Родины. Каждый из его подопечных мечтал стать моряком или летчиком.

Учитель рассказывал на уроках о подвигах наших отцов и дедов на войне, закалял характер ребят через игры “Зарница” и походы в лес летом и зимой.

В итоге мне удалось реализовать обе мечты: как о море, так и о небе. Получив диплом переводчика-референта по английскому и французскому языкам в Нижегородском институте иностранных языков, я заключил контракт с Мин­обороны СССР и оказался в экипаже ТУ-95РЦ разведывательной морской авиации Краснознаменного Северного флота, авиабаза Кипелово.

Начались дальние боевые перелеты через Атлантику с посадкой на Кубе, а после трехдневного отдыха — далее в страны Африки. Основная задача на маршруте — обнаружение авианосных соединений стран НАТО, снижение над авианесущим кораблем, фотографирование и передача сведений в Генштаб. При этом нашу пару “медведей” (так в НАТО классифицировали ТУ-95) всегда сопровождали взлетавшие с палубы авианосца американские истребители-перехватчики.

Так летчики и летели рядом какое-то время, обмениваясь жестами. В основном приветствовали друг друга, несмотря на то что шла “холодная война”. Слава Богу, стрельбы не было.

Через много лет, когда я в интернете нашел Грега Квиста, одного из летчиков с тех истребителей с позывным “Magic” (Колдун), сопровождавшего наш борт в январе 1983 года, его сослуживцы в “Фейсбуке” шутили: “Надо же, через столько лет советский разведчик Слава Платонов снова “вычислил” американского летчика, как он это мастерски делал при подлете ТУ-95РЦ к нашему авианосцу”.

Вячеслав ПЛАТОНОВ

Фото из архива автора

О курении на подводной лодке

Новочебоксарец Юрий Каргин служил мичманом на подводной лодке в 1979-1991 годах. Его рассказ о... курящих подводниках.

“В годы моей службы на подводных лодках проекта 675 (“ревущая корова”, так ее называли сами моряки) курилок предусмотрено не было, — поведал он. — А курящие подводники были. Порой по 30 суток лодка не поднималась на поверхность, и людям приходилось просто терпеть. Зато когда подлодка всплывала, на ней внезапно обнаруживалось огромное количество мусора, который требовалось вынести. Предлог “вынести мусор” был чуть ли не единственной реальной возможностью для подводника, не занятого на боевом дежурстве, подняться на поверхность и покурить.

На подводных лодках более поздних серий места для курения появились, правда, сам я их уже не видел”, — рассказал никогда не куривший Юрий Каргин.

Фото из архива Ю. Каргина

Встретил космонавта № 2

Василию Петрову довелось служить в морской авиации на Тихоокеанском флоте старшим механиком по вооружению. И один случай особенно запал в память молодому моряку-авиатору.

“5 марта 1964 года в аэропорту Владивостока мы встречали космонавта № 2 Германа Титова, — рассказал Василий Алексеевич. — Предполагалось, что от трапа до трибуны его встретит живой коридор из военнослужащих морской авиации, однако, завидев космонавта, толпа смяла меня и моих коллег, выстроившихся для торжественной встречи.

Германа Титова я увидел на расстоянии вытянутой руки. Простой, с меня ростом, отметил я. Почему-то запомнились лакированные туфли космонавта, блестевшие на солнце”.

Фото из архива В. Петрова

Химик Северного флота

Химический факультет Каспийского высшего военно-морского училища имени С. Кирова в Баку привлек в 1973 году внимание выпускника Дзержинской школы-интерната Михаила Клапатюка. Позже Михаил Васильевич вспоминал, что поступил он на учебу, имея при себе лишь 10 рублей и буханку хлеба.

В 1978 году направлен в Северный флот. Сначала был начальником химической службы на атомной подводной лодке класса “Гранит”, затем флагманским химиком плавучего судоремонтного завода, после этого начальником радиохимической лаборатории службы радиационной безопасности. Участвовал в перезарядках атомных реакторов подводных лодок.

В общей сложности Михаил Клапатюк отдал флоту 40 лет. После увольнения из рядов Вооруженных сил работал главным инженером в штабе Кольской флотилии. Награжден медалью “За трудовую доблесть”.

В Новочебоксарске живет с 2014 года.

  • Вячеслав Платонов в кабине ТУ-95РЦ при перелете через Атлантику на Кубу, 1983 г.
  • Командир истребителя Грег Квист с позывным Magic.
  • Крайний справа — мичман Юрий Каргин.
  • Экипаж КС-86 после испытаний.
  • Василий Петров на берегу Амурского залива. 1963 г.
  • Ветеран подразделений особого риска капитан-лейтенант в отставке Михаил Клапатюк сегодня ведет общественную работу по патриотическому воспитанию молодежи.