Подножку инновациям ставят “сидящие на трубе”
“Оговорюсь сразу: я полностью поддерживаю инициативу Президента РФ Д.Медведева о переходе России на инновационное развитие. Но цель, как мне кажется, в ближайшие годы весьма труднодостижима. Слишком много имеется негативного. Для инноваций в первую очередь нужны соответствующая материально-техническая база, финансовые ресурсы и кадры”, — считает заведующая кафедрой финансов и кредитов филиала РГСУ в Чебоксарах Феодосия ЕМЕЛЬЯНОВА.
В нашей стране за годы реформ разрушена мощная материально-техническая база реальной экономики и науки, а новая не создана. Государство вкладывает очень мало в развитие науки, а бизнес — почти ничего. Для возрождения экономики, науки и образования на инновационных основах необходимы триллионы рублей.
Что касается кадров, то я бы отметила отсутствие эффективной политики подбора, расстановки и подготовки их. На мой взгляд, даже у Президента РФ нет компетентной команды. Например, большинство министров и их заместителей не имеют даже профильного образования, они так называемые “эффективные менеджеры”.
До кризиса наши чиновники и СМИ воспевали олигархов, крупную частную собственность как самых эффективных. Ну и как, спасали они в кризис полученные за гроши народные предприятия за счет своих личных накоплений? Ответ — нет. Они выкачивали остатки доходов предприятий и продолжали вывозить капиталы за рубеж, а сами побежали в Кремль за нашими с вами бюджетными деньгами, и многие из них получили.
Разрушена хорошо проявившая себя советская система подготовки кадров. Если посмотреть даже недавно созданный резерв кадров Президента РФ, там в основном прежние же чиновники, ничем выдающимся себя не проявившие.
А как у нас складывается конкуренция в бизнесе? К сожалению, не в инновациях, а в вытеснении среднего и малого бизнеса крупным пришлым бизнесом, особенно сетевыми компаниями.
За годы коммерциализации образования сложился диспаритет между подготовкой студентов вузами и требованиями работодателей. Больше стали готовить по тем специальностям, где не требуется капитальных вложений в образование. Например, для экономистов и юристов нужны в основном помещения, библиотеки и компьютеры. Поэтому их стали “штамповать” почти все вузы, где даже нет соответствующих преподавателей. К тому же в погоне за деньгами принимали всех имеющих возможность заплатить за обучение, несмотря на способности учиться. Снизились требования к знаниям студентов. Даже если преподаватель будет стараться, он такого студента не сможет обучить, а руководство вуза обвинит преподавателя же. Поэтому упал качественный уровень подготовки выпускников во многих вузах.
К сожалению, из-за демографического кризиса в высшем образовании в последнее время начинает распространяться новый “вирус” — сохранение в вузах даже полных бездельников, прогульщиков и неуспевающих, лишь бы они платили. Я бы ввела новый показатель оценки деятельности вузов — проценты отчисленных за неуспеваемость. Если их количество снизилось, значит, идет деградация вуза.
На мой взгляд, пока не будет заменена эта сложившаяся “каста неприкасаемых” чиновников и олигархов, сделавших свои миллиарды за счет “сидения на трубе” — на нефтяной, газовой и других сырьевых ресурсах, вывозящих свои неправедно нажитые богатства за рубеж, содержащих свои семьи там же, никакого хода массовым инновациям в нашей стране они не дадут. Ведь Россия для них только место для личного обогащения. Ставка должна быть сделана на тех бизнесменов, которые заработали свои деньги с нуля и вкладывают их в Россию; внедряют новшества, несмотря на все препоны; создают креативные команды, сочетающие молодую энергию с опытом профессионалов. Такие предприятия, хотя единичные, уже появляются.
В науку, как верно говорит Д.Медведев, надо привлекать молодежь, но не только созданием условий для обогащения, но и для научных исследований.
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
DETAIL_PICTURE_514817.jpg | 32.46 кб |
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати