Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Полвека по жизни с путевкой ДОСААФ

Валерий Филиппов, майор запаса, ветеран Вооруженных Сил и Новочебоксарской ГОО ДОСААФ. Фото Валерия Бакланова.Полвека по жизни с путевкой ДОСААФ ДОСААФ

Валерий Филиппов, майор запаса, ветеран Вооруженных Сил и Новочебоксарской ГОО ДОСААФ. Фото Валерия Бакланова.


0

Через две недели местное отделение Общероссийской общественно-государственной организации “ДОСААФ России” Новочебоксарска отметит свое 45-летие. За это время здесь подготовлены и воспитаны сотни специалистов для народного хозяйства и Вооруженных Сил, спортсменов, молодых воинов страны. Трудно переоценить вклад каждого работника организации в дело укрепления кад­рами армии, авиации и флота.

Не случайно сюда на работу принимают в основном офицеров, отслуживших положенный срок и вышедших в запас. Они привносят в эту общественно-государственную организацию армейские привычки к дисцип­лине, неукоснительному выполнению приказа и умение добиваться нужного результата.
Наша беседа с ветераном Во­оруженных Сил и Новочебоксарской ГОО ДОСААФ майором запаса Валерием ФИЛИППОВЫМ.
— Валерий Варсонофьевич, что повлияло на выбор профессии, может, семейные традиции?

— Профессиональных военных в семье нет. Я родился и вырос в Марпосаде. Отец служил оперуполномоченным в милиции, мама — домохозяйка. По окончании школы перед отправкой в армию попросил направить меня в ДОСААФ для получения специальности военного водителя. После 6-месячных курсов в октябре 1965 года призвали в Вооруженные Силы. Попал в Москву в полевой узел связи генерального штаба. Через два года надумал подать рапорт о направлении в Рязанское военное автомобильное училище. Трехгодичный курс освоил и сдал экстерном через год.Получил звание лейтенанта и специальность техника-механика.
— Как складывалась дальнейшая служба?
— Направили в Горьковскую область в учебную артиллерийскую бригаду заместителем командира автороты по технической части, отвечал за исправность 60 автомашин и 20 тягачей для орудий. Потом стал помощником начальника автослужбы бригады. Участвовал в учениях и тренировках по боевой подготовке, и почти в каждую страду выезжали на уборку урожая в Казахстан, Белоруссию, Ростовскую и Орлов­скую области, Краснодарский край. Возили зерно, свек­лу, картофель, из Астраханской области — арбузы.
В 1979 году направили в Южную группу войск. В Венгрии пять лет был начальником автослужбы танкового полка. В 1984-м возглавил аналогичное подразделение мотострелкового полка в Армении. Подразделение стояло в Ленинакане, где в 1988 году попали под землетрясение. Тогда все армейские части, в том числе и наша, день и ночь занимались ликвидацией последствий этого природного катаклизма, принесшего огромные жертвы.
— Помните тот роковой день?
— Землетрясение началось около 11 часов 7 декабря 1988 года. Я исполнял обязанности начальника автослужбы дивизии и находился в расположении части. Сидим в кабинете. Чувствуем, по земле пошла мелкая дрожь.Здание стало вибрировать, послышался низкий гул. Мой заместитель высказал предположение, что это танки отправили на танкодром. Вдруг произошел сильный толчок, и начались мощные колебания земли. Мы кинулись к выходу, но в дверь невозможно выйти. Пол под ногами ходил ходуном, и до проема трудно было добраться.
Часть стояла на границе с Турцией в крепости, построенной еще в царские времена. Здания старой постройки устояли, только штукатурка отвалилась. Мы выскочили наружу и, обхватив деревья, пытались удержаться на ногах. По плацу шли волны, как по воде. Из пожарного водоема воду выбрасывало вверх метра на три.
Мы никогда не сталкивались с подобным явлением и даже смеялись, не осознавая еще всей трагичности ситуации. У подножия горы располагался Ленинакан. Сверху хорошо было видно, как в одном месте загорелся дом, в другом появился дым. Стали падать 9-, 10-, 16-этажные здания. Одно наклонилось, как Пизанская башня, но устояло. Позже его взорвали. Трясло дней пять. Два самых сильных и разрушительных толчка произошли в первые сутки.
— Военных мобилизовали на оказание помощи населению?
— На разбор завалов бросили все воинские части, всю технику. Тягачи, танки, автомобили — все пошло в ход. В городе работала текстильная фабрика, где трудились приезжие ткачихи из Белоруссии, Украины, Молдавии, России. Она обрушилась. Я видел двух женщин, пытавшихся спастись в проеме окна под перемычкой. Они так и висели мертвые вниз головой, зажатые обломками рухнувших стен.
Военные в первую очередь вытаскивали людей из-под завалов, расчищали заваленные рухнувшими домами дороги. Наша техника стояла под навесами и пострадала не сильно. Из всего огромного автопарка я потом списал только десять автомашин.
— Говорят, что повальное воровство на стройплощадках Ленинакана усугубило ситуацию при землетрясении.
— Мы жили в 4-м микрорайоне. Напротив строили дом. Видел, как каждый вечер со стройки машинами увозили материалы: цемент, арматуру, кирпич. Охранники продавали все без зазрения совести. Когда тряхнуло, кладка и даже железобетонные плиты, в которых почти не было цемента, а лишь один песок, рассыпались на мелкие куски. Вместо арматуры диаметром 10 миллиметров в строительных конструкциях обнаружили 6-миллиметровую.
Местное население без согласования с проектировщиками перестраивало квартиры, ломая несущие стены, ослабляя конструкцию зданий. Вакханалия самоуправства дошла до того, что жители первых этажей пробивали наружные стены, делая в свою квартиру отдельный вход. Все это привело к огромным разрушениям и жертвам.
Пока на второй или третий день трагедии прибывшие десантники не оцепили районы бедствия, там бесчинствовали мародеры. Встречалось много обворованных трупов. Если кольцо не снималось с пальца, негодяи его отрубали, серьги вырывали из ушей с мясом.
Ленинакан возрождали на новом месте. Армении в то время помощь оказывал весь мир. С Запада присылали полностью готовые и укомплектованные дома в виде бочек. В них было все: мебель, белье, продукты, можно заселяться и жить на всем готовом. К сожалению, пока домики шли через весь Кавказ, в них уже ничего не оставалось.
— Ваша семья не пострадала?
— Сын-пятиклассник во время сильных толчков находился в школе. Здание старой постройки выдержало удар стихии, ребенок не пострадал. Жена — оружейный мастер — при первых толчках вышла на улицу. Дом, где располагалась наша квартира, оказался полностью разрушенным, и мы остались ни с чем. В качестве компенсации выдали 10 тысяч рублей, и в декабре жена с сыном уехали в Новочебоксарск. Через десять месяцев, в 43 года, вынужден был уволиться в запас по болезни и я — сердце подвело. Но положенный срок отслужил.
— Как устроились на новом месте?
— У нас были письма от командования с просьбой оказать помощь как пострадавшим от землетрясения. Здесь семью приняли очень хорошо. Дали трехкомнатную квартиру в новом доме. “Химпром” и “ВНХМ” помогли буквально всем: от мебели до посуды. Жена устроилась в садик, я нашел организацию, имеющую отношение к армии, — ДОСААФ.
Общество действовало с 1965 года и располагалось тогда в доме № 14 по улице Коммунистической. Возглавлял ее Николай Николаевич Николаев. Я устроился мастером производственного обучения. Это было почти 21 год назад.
— Чем занималась городская организация ДОСААФ?
— Здесь готовили водителей для народного хозяйства, телемастеров, автослесарей, обучали работе на печатных машинках. Специалистов для армии не готовили: не было материальной базы. Двадцать лет назад организация располагала двумя “Москвичами-412”, одним ВАЗ-2126 и двумя грузовиками ЗИЛ-130.
Здесь работали сильные секции: по мотоспорту, в распоряжении которой находились чехословацкие спортивные “Чезеты”, а также по автоспорту, ее воспитанники успешно выступали в программах по фигурному и экономному вождению. Занятия проходили на площадке возле кинотеатра “Заря” и в карьере, где сегодня расположен ГСК “Автоград”. Все заглохло в 90-е годы, когда прекратилось финансирование. Курсантов было мало, талонов на бензин не давали.
Позже с улучшением экономической ситуации в стране наша организация встала на ноги. Сегодня ДОСААФ России — обще­ственно-государственная организация. Мы теперь располагаем 22 новыми легковыми автомобилями, 4 грузовиками, 2 автобусами и по-прежнему готовим водителей для народного хозяйства. Кроме того, школьники у нас занимаются авиамоделизмом, начальной военной подготовкой. Заканчиваем оформление лицензии и скоро начнем обучать автослесарей.
— А вы…
— …я старший мастер производственного обучения. Руковожу 25 инструкторами, обеспечиваю исправность техники и ее постоянную готовность к выезду.
— Вождению машины можно обучить любого?
— Да, но с разной степенью мастерства. Главное, чтоб манера вож­дения соответствовала умению и навыкам. При обучении необходимо быть психологом и к каждому курсанту найти индивидуальный подход. Женщин научить нисколько не труднее, чем мужчин, а случается, что даже легче.
За 20 лет у меня были два случая, когда мужчины хоть и сдали экзамен, но водить самостоятельно так и не отважились. На свободной дороге едут нормально, а на перекрестке теряются, покрываются потом и ничего сделать не могут, ждут, пока все вокруг разъедутся. А некоторые мои ученицы самостоятельно ездят в Москву. Хотя я заметил, 75 процентов женщин, получивших права, почему-то не водят машину. Вот и жена выучилась, чтобы в случае чего подстраховать мужа-сердечника, но в городе за руль не садится.
— Расскажите подробнее о семье.
— Женился я на своей однокласснице в 1969 году, когда приехал в отпуск после окончания училища. Все тяготы службы жена разделила со мной сполна. Старший сын после службы в Советской Армии окончил юридический институт, работает юрисконсультом на предприятии. Младший окончил курсы прапорщиков, затем Рязанское военное автомобильное училище с красным дипломом. Служил в Уссурийске и сегодня продолжает службу в Подмосковье.
— Чем увлекаетесь в свободное время?
— Любовь к автомобилям у меня не только профессиональная. Недавно сын купил мне корейский “Гетс”. Хорошая машина, но скучно с ней. Протер, и все дела. С прежними отечественными любил повозиться, перебирал их своими руками. Как говорится, в радиатор залез — из глушителя вылез. Сейчас запросто в моторе не покопаешься. Релюшка полетит и не найдешь неисправность, только на стенде станции техобслуживания.
Очень люблю рыбалку. Самая крупная поклевка — толстолобик на три семьсот в пруду. Блесна при забросе ему в хвост впилась, так и вытащил из воды. В Венгрии карпов ловил. Там если рыба менее 40 сантиметров в длину — отпускай. За этим охрана следила зорко.
— Награды?
— У меня восемь медалей и знаков, в основном это юбилейные и за выслугу лет. Награжден и почетными грамотами республиканского и центрального советов РОСТО-ДОСААФ.

  • Валерий Филиппов, майор запаса, ветеран Вооруженных Сил и Новочебоксарской ГОО ДОСААФ. Фото Валерия Бакланова.