Про боевых стрекоз, или Ох уж эти тесты!
“Спишите первое предложение пятого абзаца” — значилось в одном из заданий к тексту для домашней работы во втором классе. Сам текст и задания к нему были ксерокопией из какого-то методического пособия или сборника упражнений. Все бы ничего, но в предлагаемом к работе тексте было только четыре абзаца! Взрослый человек, конечно, сразу поймет, что произошла опечатка, но у многих второклассников, боюсь, это вызвало, как сейчас говорят, слом мозга.
Но бог с ней, опечаткой, если б она была единственной проблемой школьного тестирования по различным предметам. Сейчас, в конце учебного года, их дети пишут практически ежедневно. Что же с ними не так? Свое мнение в письме выразил один из родителей.
“В первую очередь, возникает вопрос о целесообразности включения тех или иных вопросов в тест, — пишет он. — К примеру, в итоговом тесте для учеников второго класса, включавшем задания по разным предметам, было и такое (“Окружающий мир”): “Определите последовательность операций по очистке воды от примесей при помощи фильтра”. И даны несколько фраз-ответов. Вы тоже задаетесь вопросом, а является ли это знание по-настоящему необходимым второкласснику? Не лучше ли было в конце года спросить его о явлениях живой и неживой природы? О временах года, днях недели, о диких животных?
Второе, что вызывает протест, это некорректные формулировки некоторых вопросов. Так, проверяя знания по тому же окружающему миру, второклассников спросили: “Какие насекомые помогают человеку бороться с комарами?” И даны четыре варианта: шмели, муравьи, стрекозы и мухи. Но послушайте! Никто из перечисленных существ не способен осознанно помогать человеку. Конечно, стрекозы используют комаров в пищу, но никому при этом не помогают. Я могу представить, что человеку служат собаки, дельфины в море или лошади... А для борьбы с комарами человек использует не живых существ, а специальные химические вещества, репелленты. Я, возможно, чего-то не понимаю, но никогда не слышал о боевых стрекозах!
Третье, что кажется мне неприемлемым, — эти тесты рассчитаны только на тех, кто прочитал из учебника “от сих до сих”, не на любознательных детей. Конечно, кто не читал параграф, тот вряд ли правильно ответит на вопросы. Однако может запутаться и тот, кто использует информацию, полученную не только из учебника, но и Интернета, познавательной литературы, телевизора, наконец.
Помню, смотрели мы вместе с ребенком передачу по “Дискавери”. Там шла речь о летучих мышах. О том, что некоторые представители рукокрылых просыпаются после спячки уже в марте.
Через пару дней в школьном тесте увидели предложенные варианты ответов на задание “Отметьте события, происходящие весной”. Среди них и такой: “Раньше всех весной просыпаются летучие мыши”. С точки зрения учительницы, составлявшей вопросы по учебнику, это неправильный ответ и его отмечать не нужно. С точки зрения ребенка, посмотревшего телепередачу, это правильный ответ.
Когда мы обратились к учительнице с вопросом, не слишком ли много в программе тестов (дети писали их весь год, по 3-4 в неделю), она сказала, что иначе в классе, где учатся 30 человек, учитель не успеет опросить всех за урок. И что использование тестов прописано Министерством образования ЧР. Так ли это на самом деле?”
***
- Мы попросили педагогических работников прокомментировать письмо читателя.
Руководитель кафедры начальных классов гимназии № 6 Светлана Горбунова:
— В начальном звене главная задача учителя — дать базу, основу знаний. Имея ее, в старших классах ученик учится сопоставлять факты и строить на их основе предположения и доказывать их.
Тест учит мыслить точно, правильно и быстро. Он ставит всех учащихся в равные условия, поскольку используются единая процедура и единые критерии оценки.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную. Первая выявляет уровень знаний, умений, навыков учащегося. Обучающая функция состоит в мотивировании учащегося к освоению материала. Наконец, воспитательная проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля.
Заслуженный учитель РФ, преподаватель истории и обществознания школы № 8 Татьяна Викторова:
— Современная школа не может обойтись без тестирования совсем, я также применяю тесты на своих уроках. Их плюс заключается в том, что они готовят ребят к последующим ОГЭ и ЕГЭ, позволяют быстро оценить уровень усвоения материала классом.
Вместе с тем есть у тестов и недостатки. Именно поэтому в заданиях ЕГЭ по математике и русскому языку практически исчезла часть, позволяющая угадать ответ. Не стоит применять тесты и там, где не все однозначно, где требуется выстроить цепочку рассуждений и обосновать точку зрения. В гуманитарных науках это происходит сплошь и рядом.
В моей практике были также случаи, когда вопросы теста были сформулированы некорректно или допускали двоякое толкование. В этом случае (конечно, речь не о государственной аттестации) я просто убирала сомнительные вопросы из перечня.
Начальник отдела дошкольного и общего образования Минобразования Чувашии Антон Ширшов:
— Тестирование — лишь один из инструментов оценки знаний, полученных учеником. Какой из них использовать, определяет педагог. При этом он же должен удостовериться, что вопросы теста соответствуют возрасту учащихся, формулировки вопросов корректны, а ответы не допускают двояких толкований. Нельзя, к примеру, ссылаться на то, что “так сформулировали вопрос авторы теста” или “так было написано в книге”.
Что касается обязательности использования тестов, якобы рекомендованных Минобразования ЧР, то главным документом для учителя является образовательная программа, по которой он работает. По сути, обязательные требования сводятся к тем личностным, предметным и метапредметным результатам, которыми должен овладеть ученик того или иного класса (так называемый образовательный стандарт). Каким путем приведет его к этому учитель — выбор программы и самого педагога.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати