Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Рисовать могут все, главное, не подрезать крылья

Руководитель изостудии “Батик” Светлана Шерибзянова. Фото из архива С.Шерибзяновой.Рисовать могут все,  главное, не подрезать крылья Светлана Шерибзянова студия

Руководитель изостудии “Батик” Светлана Шерибзянова. Фото из архива С.Шерибзяновой.

Работы  Светланы Шерибзяновой.Рисовать могут все,  главное, не подрезать крылья Светлана Шерибзянова студия

Работы Светланы Шерибзяновой.

Рисовать могут все,  главное, не подрезать крылья Светлана Шерибзянова студия

Рисовать могут все, главное, не подрезать крылья

Рисовать могут все,  главное, не подрезать крылья Светлана Шерибзянова студия

Рисовать могут все, главное, не подрезать крылья

Рисовать могут все,  главное, не подрезать крылья Светлана Шерибзянова студия

Рисовать могут все, главное, не подрезать крылья

Рисовать могут все,  главное, не подрезать крылья Светлана Шерибзянова студия

Рисовать могут все, главное, не подрезать крылья


7

Министерство образования и науки России присвоило в этом году пятнадцати творческим детским коллективам Чувашии звание “Образцовый детский коллектив”. Среди получивших свидетельство образцового изостудия “Батик” Центра развития творчества детей и юношества им. А.Андрианова, которая была создана по инициативе Светланы Шерибзяновой. Моя собеседница — человек очень светлый и располагающий к себе.
***

С.Шерибзянова окончила Чувашский государственный педагогический университет им. И.Яковлева. В ЦРТДиЮ работает с 1996 года. Педагог дополнительного образования имеет высшую квалификационную категорию. В 2002 году стала лауреатом респуб­ликанской выставки произведений прикладного искусства работников образования и учащихся Чувашской Респуб­лики и отмечена дипломом II степени в номинации “Живопись”. На республиканской выставке-конкурсе “Картины вышитые-2007 — “Мое отечество” картина “Утро” стала победителем в номинации “Лучшая картина выставки”. Работы педагога ежегодно выставляются в Художественном музее Новочебоксарска. В 2006 году состоялась персональная выставка “Вальс цветов”.

***

— Светлана Борисовна, вы больше педагог или художник?
— Прежде всего человек... Думаю, и первое, и второе должно идти вместе. Я с удовольствием работаю с детьми, переживаю за них, если у них что-то не ладится. Больно смотреть на неполные семьи: то папы нет, то мамы. А то оба есть, но работают в Москве. Иной раз кажется, что мир рушится.
Кроме умения рисовать стараюсь дать что-то еще, ведь ребенка надо выслушать и понять, это для него важнее. Смотришь, девочка пришла в боевой раскраске, тут не порицать надо, а понимать, что для нее косметика — защита и способ самовыражения, у нее душа, может, кричит и плачет. Походит на занятия месяца три-четыре, смотришь, начинает меняться, бижутерии и косметики становится меньше. Она осознает, что ей ничего никому не надо доказывать, ее никто не осудит и не оттолкнет. Педагог — это ведь не профессия...
— …состояние души? А художник — это профессия?
— Тоже нет. Это образ жизни, так же как и педагог. Понимаете, из этого выйти невозможно, все время что-то в тебе рождается, в том числе и стихи.
— Вы и стихи пишете?
— Это похоже на рисование, рождается и пишется само. Можешь ночью встать и записать.
Симфония небесных красок
Пусть льется радостью на вас,
И боль отчаянья, и скука
Уйдут сейчас, уйдут сейчас.
Мир, полный чудным вдохновеньем,
Прольется светом в сердце вам,
И возрожденье человека
Начнется там, начнется там...

— Всегда хотели стать художником?
— Окончила художественную школу, а хотела стать врачом, даже отучилась год в университете на медицинском, но потом появился ребенок, надо было заниматься им. В роли врача чувствовала бы себя хорошо, да и профессия моя сродни медицинской — души лечу.
Когда сын пошел в первый класс, поступила в пединститут. На четвертом курсе родила дочку. Но еще до поступления в педагогический работала в частной мастерской, выполняла рос­пись по дереву. Было тяжело — рука все время на весу, пишешь на объемной форме, прошла хорошую школу.
В ЦРТДиЮ работу начала педагогом дополнительного образования, потом учила росписи по дереву, а пос­ле декрета принялась за батик. Это новый вид изобразительного искусства для нашего региона, и готовых учебных программ не было. Собирала по крупицам материал о росписи по шелку. Поначалу не было инструментов, сама изготавливала краски, варила нужный состав, заказывала трубочки у стеклодувов.
— Что отличает творческого человека от всех остальных?
— Его не сдерживают парадигмы. В плане работы не умею повторять за кем-то, совершенно не способна быть сканером. Для меня тяжкий труд (как, думаю, и для всякого творческого человека) — писать отчеты, но приходится это делать, тем более что устраиваю презентации, провожу семинары и даю мастер-классы. Свой опыт надо передавать. Приезжают педагоги иногда с детьми. После мастер-классов подходили, благодарили. Взрослые от детского, казалось бы, труда получают удовольствие.
— Мне всегда интересно: являются ли творческие задатки приобретенными или передаются по наследству?
— Папа занимался фотографией и резьбой по дереву, хорошо рисует. Он и сейчас без дела не сидит: изготавливает столики, скамейки, точит для них причудливые ножки.
— Вы тоже, кажется, фотографируете?
— Мне это нужно для работы. Картинку, поделку фотографирую по­этапно, когда составляю уроки с мультимедийной презентацией или даю мастер-классы. Открытые уроки провожу постоянно.
— Кого и чему обучаете?
— Провела мастер-класс “Объемная новогодняя игрушка” для вожатых школ города и педагогов-организаторов комнат школьника, мастер-класс по батику для педагогов школ, по соленому тесту для учителей технологии, “Холодный батик” и “Свободная роспись” для учащихся художественной школы, “Подвод­ный мир в батике” для педагогов изо, “Подарок за пять минут” для учащихся города Климовска, мастер-класс для классных руководителей “Декупаж” и для педагогов Ибресинского дома творчества — “Изготовление рамки”. Помогаю педагогам дополнительного образования Йошкар-Олы, Чебоксар и Мариинского Посада. Разработала собственную авторскую программу, и в 2005 году она рекомендована к использованию в образовательном процессе.
— Она авторская, потому что таких больше нет?
— Программа может носить название авторской, когда при ее написании не использовалась ни одна типовая. Например, мы расписываем ткани способом холодный батик в несколько этапов, соединяем разные виды батика (свободная роспись и холодный батик, узелковый батик и холодный батик, горячий батик с элементами холодного). Сочетаем батик с другими видами прикладного искусства (искусственные цветы, бисероплетение, вязание, вышивка, макраме), используем батик, соленое тесто и природные материалы (раковины, камушки, засушенные растения и насекомые), расписываем одежду и элементы одежды (платки, шарфы и палантины) с изу­чением рисунка, цветовой гаммы, использованных разными народами в разные культурные эпохи, применяем батик в интерьере.
— Сейчас много всего и в Интернете.
— Это-то и страшно. Думать не надо, скачал — и все. Стараюсь на своих семинарах заставлять людей думать, ведь педагоги — это люди, которые влияют на будущее страны. Одна после такой встречи говорит: “Вечно после вас голова болит”, а я отвечаю: “Наверное, думает, ведь темы не простые”.
— Есть какие-то профессиональные задумки?
— Их очень много. К Рождеству хочется провести семинар “Евангелие в картинках”. Планирую подготовить очередную персональную выставку. Хочется также написать проект мастер-классов по прикладному творчеству для педагогов.
— А в студии чем с детьми занимаетесь?
— В первый год обучения изучаем технологии в батике: холодный, горячий, узелковый батик, соляная техника, роспись восковыми карандашами, цветным контуром, смешанная техника. Во второй — различные направления в дизайне, декоративное оформление изделий, роспись шарфов, платков и палантинов. На третий год — занятия в творческой мастерской. Осваиваем роспись интерьера (занавеси, панно, покрывала), расписываем наборы или комплекты для дома, офиса, рабочего места.
— Наверное, приходят и неспособные к рисованию?
— Неспособных нет! Если человек не умеет рисовать, значит, в какой-то момент ему подрезали крылья, сказали: “Так рисовать нельзя”. Появляется ненужный страх.
Вот девочка такую красивую рыбу нарисовала, а дома ей: “Таких не бывает!” Она чуть не плачет, а я говорю: “Такие бывают, на дне океана еще и поярче есть”. Главное, в чем стараюсь их убедить, что они ничего не могут испортить, потому что все можно исправить. Как в батике, так и в жизни. И страх уходит.
— Вы учите детей, являясь методистом, работаете с педагогами, а на собственное творчество — живопись — время остается?
— Картины пишу, расписываю платки, шарфы, палантины. Писать надо постоянно, рука не должна это забывать. Мне свои работы, как правило, не нравятся, так что есть к чему стремиться.
— Дети унаследовали мамино стремление создавать что-то новое, то есть творческие ли они люди?
— Сын, Самат, увлекался рэпом, этот его путь прошла с ним вместе. В то время для России это было очень необычно. Сейчас ему 22, собирается жениться. Окончил химтехникум, занимается отделкой квартир, подходит к своему делу основательно, с выдумкой. У него в комнате на потолке текстурная роспись, в центре — будто солнышко, а сам потолок двухуровневый.
У Самата развито чувство цвета, композиции. А вот Лиля (ей двенадцать скоро) — чистый живописец. Занимается у меня в студии. В нынешнем году заняла первое место во всероссийском конкурсе детского творчества по пожарной безопасности “Пожарный доброволец: вчера, сегодня, завтра”.
— Как рано обнаружились ее способности?
— Практически с рождения. Сидит полугодовалая на руках — тянется ко всему красивому, а невзрачное трогать не будет. До садика, бывало, час идем — остановится, небо разглядывает. К музыке неравнодушна, занимается в школе искусств на эстрадном отделении. А поступать собирается на иняз в ЧГПУ, уже определилась, у нее языковые способности.
— Сто раз еще передумает.
— У нее свобода выбора, стараюсь на нее не давить. Дочка очень общительна, ей все интересно, она экстраверт — открыта для людей. Конечно, беспокоит то, что мир несовершенен, и при ее доверчивости ей могут сделать больно.
Хочется, чтобы и у мужа, и у детей был надежный тыл, чтобы дома было спокойно, ведь начало всего — в семье. Не будет крепка она, разрушится все.
— Расскажите о семье.
— В следующем году отметим серебряную свадьбу. Мой супруг, Альсим Шейхуллович, водитель, работал в шестой автобазе, сейчас дальнобойщик. Дома, конечно, бывает редко, но за один вечер в неделю успевает сделать все! Да еще оставит распоряжения на следующую. Он объездил всю Россию, ведет здоровый образ жизни и собирается жить до ста двадцати.
— Как отдыхаете?
— Лучший отдых — смена деятельности. Умею шить, вязать, вышивать, плести в технике макраме. Очень люб­лю заниматься садоводством. Выращиваю цветы, овощи, ягоды. На земле отдыхаю душой.

  • Руководитель изостудии “Батик” Светлана Шерибзянова. Фото из архива С.Шерибзяновой.
  • Работы  Светланы Шерибзяновой.
  • SA406018_resize.jpg
  • SA406020_resize.jpg
  • SDC10943_resize.jpg
  • SDC10944_resize.jpg

Комментарии

Изображение пользователя красавица с чудовищем.

Спасибо автору за интересный материал!
Изображение пользователя маргарита.

Можно к ней ребенка записать?
Изображение пользователя Чесночек.

Необыкновенная женщина, и трудяга и творец, и с каким пониманием говорит о детях. Думаю, ее ученикам очень повезло. А занятия для взрослых она не проводит?
Изображение пользователя рс.

Я бы тоже пошла позаниматься, можно с ребенком. Спасибо журналисту за интересную статью. Если открываешь газету и есть статья Рябовой, знаю, что будет интересно
Изображение пользователя  просто личность.

Я тоже их читаю , но не только из-за имени, умеет человек интересно писать
Изображение пользователя Ольга Васильевна.

АУ! Светлана Борисовна, где вы? ХОчу записать к вам ребенка
Изображение пользователя олеся Ф.

А где у нас в городе можно научиться играть на гитаре? В ЦТДиЮ это возможно?