С чего начинается Родина
Провожая нынешней осенью добровольцев на специальную военную операцию, я спрашивал их, какие новочебоксарские школы они оканчивали. Некоторые учебные заведения звучали в ответах чаще других. Значит, в этих школах сумели привить в душах подрастающего поколения единство таких слов, как дом, мама, Родина, Отечество. А как вообще происходит этот сложный процесс, который называется патриотическим воспитанием?
Для обсуждения темы мы пригласили в редакцию газеты “Грани” военруков Новочебоксарского кадетского лицея и школы № 5 Александра НИКОЛАЕВА и Михаила СОРОКИНА, лауреата республиканского конкурса “Учитель года-2019”, заместителя директора школы № 17 Константина МАРТЕМЬЯНОВА, директора школы № 14 Людмилу КАЛАШНИКОВУ и ее советника по воспитанию Алексея МОСЮКА, директора городского Центра мониторинга образования Альбину ЭНДЮСЬКИНУ.
Книга памяти
Журналист: Уважаемые участники, с чего, по-вашему, вообще начинается патриотизм? С какого возраста или, может, явления?
А. Эндюськина: Я размышляла над этим. Наверное, не со школы и даже не с детского сада, а с семьи. Именно в ней малыш получает представление о жизненных ценностях, а любовь к Родине — одна из базовых, важнейших составляющих. Наш муниципальный проект “Книга памяти” как раз об этом. Реализуется он с 2019 года.
В чем его суть? Сначала педагог рассказывает о том, что была война и в ней участвовало огромное количество людей, в том числе ваши прабабушки и прадедушки. Затем ребенок идет в семью и вместе со своими родителями залезает в семейные фотоальбомы, открывает ресурсы “Подвиг народа” и “Память народа”, собирает информацию о своем прадедушке, прабабушке и из всего найденного материала формирует страничку, посвященную своему предку. Уже из таких работ формировались книги памяти класса, школы.
Первые два года мы собирали информацию об участниках Великой Отечественной войны, затем в год, посвященный строителям Сурского и Казанского оборонительных рубежей, собирали информацию об их строителях. В Год выдающихся земляков книги пополнились историями о земляках.
Сначала мы думали, что проект только для школ, но в нем захотели участвовать и детские сады. Представьте реакцию дошкольника, который вдруг узнает, что он — потомок настоящих героев, которыми можно и нужно гордиться. В семьях ведь хранятся не только фотографии, но и вещи, письма с фронта. На мой взгляд, так и нужно воспитывать патриотизм в детях.
Государственные символы
Журналист: А какова тогда роль школы в этом процессе? В этом году каждая неделя в учебных заведениях начинается с подъема флага, исполнения гимна. За два месяца это как-то изменило ребят?
А. Николаев: Кадетам утренние построения привычны, и торжественность церемонии подъема флага была всегда. Единственное, в каждом кадетском взводе идет настоящее соревнование за то, чтобы удостоиться чести поднимать флаг. Это право нужно еще заслужить.
А. Эндюськина: Видела в Марпосадском районе, что на территории частных домов стали появляться флагштоки с российским триколором. К этому же не принудишь, это один из ярких символов патриотизма.
А. Николаев: Бывает, проезжаю мимо там, где дачи отцов моих кадет. Практически у каждого на участке развевается российский флаг.
Душевно и искренне
К. Мартемьянов: В этом году сопровождал нашу участницу финала всероссийского конкурса “Учитель года” Екатерину Ананьеву в Тюмень. Финалисты все вместе записали песню “С чего начинается Родина”. Предложила это сделать участница из Луганской области, и все остальные ее поддержали. Получилось, по-моему, очень душевно. Исполнили искренне, и это видно.
Увидеть этот ролик можно по ссылке https://vk.com/wall-57758086_5452.
А. Мосюк: С этого года в образовательных учреждениях работают советники по воспитанию, и одна из их главных задач — воспитание патриотизма. Происходить оно должно ненавязчиво и неформально. Те же “Разговоры о важном”, которые проходят по понедельникам первым уроком. Когда учителя не просто следуют предложенной текстовке, а говорят о тех же вещах через призму пережитого ими самими, то эта искренность сразу чувствуется ребятами, и впечатление оказывается совсем другим.
И должно быть понимание детьми, что и зачем происходит. Именно с этой целью в самом начале мы не просто исполняли гимн и поднимали флаг, а сначала рассказывали про историю их появления. Для учеников начальных классов это было настоящим открытием, они вдруг поняли, что за триколором следует целая история и несколько поколений людей.
Л. Калашников: В этом и заключается искусство учителя, чтобы не просто донести информацию, а заставить задуматься. Я была на одном из таких уроков, где учитель через образ отца в литературе привела девятиклассников к выводу: если ваш отец является примером, то вы можете продолжить его дело. Если же вам не повезло, то вы можете стать первым в этой цепочке поколений как положительный пример для своих детей. Ребята ушли с урока, задумавшись.
Критически важно
А. Эндюськина: Сейчас в проекте “Школа Минпросвещения России” обозначены четыре ключевых направления: спортивные клубы, школьные музеи и школьные театры, а также медиасфера. Дело в том, что патриотическое воспитание — это не производственный процесс, где в точно назначенное время с конвейера сходит готовый патриот. Все гораздо тоньше, сложнее, разнообразнее.
А. Николаев: По мнению военруков, очень важны практические дела, а не развлекательные флешмобы. Это не только военно-патриотические игры “Зарница” и “Орленок”, но и уборка территории школы или дежурство по столовой. Они более полезны, чем проведение онлайн-мероприятий, где требуется прислать фото. С настоящих ежедневных дел для школы, микрорайона начинается любовь к семье, дому, малой родине.
М. Сорокин: В общении с ребятами вообще не следует употреблять выражение “патриотическое воспитание”. Как начальник штаба Юнармии в Новочебоксарске (местного отделения) добавлю, что нужно меньше слов о патриотическом воспитании, а больше дел, когда руками, ногами и головами происходит участие в общем деле. Для того чтобы быть юнармейцем, необязательно состоять в кадетах. Есть целые классы, которые занимаются поисковой работой, участвуют в спортивных мероприятиях, занимаются десятками других полезных дел. Юнармейцем может быть любой человек от 8 до 80 лет.
Сдуть пыль с экспонатов
Журналист: Одним из реальных дел сегодня в школах является создание школьного музея.
К. Мартемьянов: В 17-й музей официально открылся в 2015 году. До того экспонаты хранились у учителей истории, у выпускников и учеников школы. Самая большая экспозиция посвящена Великой Отечественной войне. Современная история вроде участия воинов-интернационалистов в войне в Афганистане подается через судьбы ребят-выпускников 17-й. Часто уроки по разным предметам проходят в школьном музее. С большим интересом приходят на экскурсии также и воспитанники детских садов. Более того, экскурсоводами являются нынешние ученики школы. Это заслуга педагога Наталии Гавриловны Степановой и руководства учебного заведения. Фактически 17-я начинается со школьного музея.
А. Эндюськина: В канун 9 Мая хорошо сработала идея дней открытых дверей школьных музеев, предложенная главным редактором газеты “Грани” Наталией Колывановой. Тогда музеи посетили огромное количество людей. Многие увидели экспонаты впервые.
Сейчас школьные музеи в стадии получения всероссийских сертификатов. Их пока получили школы № 2, 9, 12.
Журналист: В ходе капремонтов музеи не пострадают?
М. Сорокин: Мы свой законсервировали, все сложили и убрали до лучших времен. После капремонта вернем все на место. Возможно, что-то модернизируем. Создавался он еще силами Николая Александровича ШАДРИНА, нашего легендарного военрука.
Л. Калашникова: У нас, в 14-й музей “Старинушка”, здесь мы проводим уроки чувашского языка и внеурочные занятия. Это уже другой аспект: дети узнают о традициях своего народа, как жили наши предки. Так происходит связь поколений. И проводят эти экскурсии сами дети.
Недавно открыли мемориальную доску памяти директора, педагога-новатора Владислава Гавриловича Надеждина. Инициатива принадлежала нашим ветеранам педагогического труда. Это тоже память, воспитание юного поколения примером старших.
Секрет успешного воспитания
Журналист: Если все школы и семьи разные, то и в воспитании нельзя ничего гарантировать? Но ведь есть у нас люди, любящие своих родителей, готовых, если нужно, встать с оружием в руках на защиту Отечества. И таких немало. В чем секрет?
К. Мартемьянов: Во время заключительного этапа республиканского конкурса “Учитель года” и общей дискуссии пяти финалистам был задан вопрос о роли семьи и школы в жизни ребенка. Екатерина Владимировна сказала следующее: “Если я как педагог возьму ребенка за одну руку, а вы как родители за другую, то ребенок уже не сможет повернуть назад”. Иначе говоря, при взаимодействии семьи и школы результат в общем-то гарантирован. В ином случае нет.
От редакции
Итак, важно, чтобы ребенка вели за обе руки. Сегодня мы выслушали мнение педагогов. А что думают по поводу воспитания детей в правильном ключе родители, то есть сами папы и мамы? Ждем ваших откликов на sergeev@grani21.ru и по тел. 73-14-55.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати