Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Школьная и обязательная

Форма единая — мысли разные. Рисунок Валерия БАКЛАНОВАШкольная  и обязательная

Форма единая — мысли разные. Рисунок Валерия БАКЛАНОВА

Не первоклассник, а мечта. 1 Сентября в лицее № 18 Новочебоксарска.  Фото Марии СМИРНОВОЙШкольная  и обязательная

Не первоклассник, а мечта. 1 Сентября в лицее № 18 Новочебоксарска. Фото Марии СМИРНОВОЙ

Такие эмблемы были нашиты на боковой части рукава формы в младших, средних (слева) и старших классах (справа). Восходящее солнце и раскрытый учебник — символы просвещения. В старших классах к ним добавлялось стилизованное изображение атома.Школьная  и обязательная

Такие эмблемы были нашиты на боковой части рукава формы в младших, средних (слева) и старших классах (справа). Восходящее солнце и раскрытый учебник — символы просвещения. В старших классах к ним добавлялось стилизованное изображение атома.


1

Ношение школьной формы стало обязательным с 1 сентября 2013 года. Сейчас, спустя два года, мы по­просили рассказать о том, введена ли она во всех учебных заведениях Новочебоксарска, заместителя начальника отдела образования горадминистрации Антона ШИРШОВА. Вот что он сообщил.

Конечно, ввести форму сразу, в 2013 году, без предварительной подготовки было невозможно. К этому оказались не готовы ни ученики, ни их родители, ни даже швейные мастерские по пошиву такой одежды. Поэтому школам дали годовую отсрочку.
На уровне республики было решено, что общей школьная форма должна стать на уровне не школы, а класса. И даже спустя год этот вопрос вызывает ажиотаж в легкой промышленности республики.
Сейчас жестких требований никто не предъявляет. Деловой стиль одежды, пожалуй, главное требование дресс-кода для школьников. Фасон, ткань, перечень предметов одежды, именуемых формой, — все на усмотрение родителей класса. Где-то ограничились общими классическими брюками для мальчиков, но ввели, например, определенный галстук и жилетку, в других случаях речь идет о костюме-тройке.
Возникли вопросы и с экипировкой детей из малоимущих семей. Решить их удалось всем миром: помогли спонсоры, депутаты, просто неравнодушные горожане.
Следует помнить, что выросло несколько поколений учащихся, не знавших школьной формы вообще. Поэтому и введение ее должно происходить плавно, без эксцессов. К слову, в этом учебном году отдел образования не получил ни одной жалобы по поводу школьной формы.
 

****

Слово производителю
Александр КОЗЛОВ, генеральный директор ТД “Аврора”: Акцент на пошиве школьной формы сделан в ателье “Аврора” еще в 2005 году. Опытным путем швейники разработали ряд моделей, ставших к настоящему времени классическими. Участие в профессиональных  выставках различного уровня натолкнуло конструкторов “Авроры” на использование в производстве так называемой шотландки (ткани в крупную клетку). Ее применяют для пошива школьной формы во многих учебных заведениях во всем мире.
В “Авроре” разработали ряд вариантов шотландки. Если не нравится какой-то из них, есть и другие. Нашу одежду удобно носить, она имеет нарядный вид. Еще одно хорошее свойство — долговечность. Например, в начальной школе рекомендуем родителям рассчитывать на двухлетнее использование школьного костюма.
Предприятие активно сотрудничает со многими учебными заведениями Чебоксар и Новочебоксарска. ТД “Аврора” находится в Чебоксарах по адресу: ул. Ахазова, 8. Проезд маршруткой № 332 до остановки  “Ул. Мичмана Павлова”. Тел. для справок: 40-94-70,  40-95-21.

Мнение школы
Владимир МАТВЕЕВ, директор школы № 8: В каждом классе нашей школы модель школьной формы родители выбирали самостоятельно. Никто никого не заставлял. В начальном звене все классы одеты в форму. Для мальчиков среднего и старшего звена установлено требование: костюм черного, темно-синего или темно-серого цвета. Соответственно, девочки также должны быть одеты в деловом стиле: юбка или сарафан, светлая блузка, жакет.
На практике школьную форму носят порядка 90 проц. учащихся, остаются сложности с внедрением формы для девочек. Думаю, следует не ужесточать ответственность, а разъяснять необходимость в такой одежде.
Уверен, что деловой стиль одежды помогает в учебе. Дети становятся более дисциплинированными, собранными.

Мнение родителей
Анна, мама шестиклассника: Считаю, что школьная форма полезна и действительно сглаживает различия между детьми из обеспеченных и не очень семей. Единственно, нельзя, чтобы процесс экипировки превращался на уровне школы в обязаловку. Мол, покупайте только там и нигде больше. У родителей должно быть право выбора. Собрались, обсудили, решили, что и где покупать.

--------------- ЗА ----------------------------

Знак равенства

Приведу несколько доводов, почему школьная форма нужна.
Во-первых, внешний вид учеников влияет на успеваемость. В 1998 году проведено научное исследование, в результате которого было установлено, что дети в школах с единой формой учатся лучше, чем там, где разрешено ходить в чем угодно.
Во-вторых, школьная форма — это знак равенства и единства детей. Вне зависимости от толщины кошельков родителей, увлеченности той или иной молодежной субкультурой, взглядов на окружающий мир, мы все — ученики.
В-третьих, принадлежность к определенному учебному заведению (особенно престижному) подчеркивает фирменный стиль одежды. К примеру, круто быть студентом Гарварда. Но и учеником гимназии № 6, к примеру, неплохо.
Александра БОРИСОВА, учащаяся гимназии № 6

--------------- ПРОТИВ ----------------------------

Не хочу быть как все!

Стою перед зеркалом и разглядываю себя в школьной форме. “Это не я!” — возмущение так и кипит во мне. Через полчаса тихий саботаж заканчивается моей полной капитуляцией: кассир вручает мне чек и аккуратно упакованную форму.
“По одежке встречают” — это не про нас. Какие чув­ства могут вызвать у вас подростки, как две капли воды похожие друг на друга? “Двое из ларца, одинаковых с лица?” А если их 30? Никакой индивидуальности, если только вы не покрасили волосы в синий цвет или не побрились налысо.
Наверное, небольшому количеству людей идет школьная форма и они не парятся: что велели, то и носят. Но остальные выглядят нелепо, как будто только что из пещеры вылезли. Нет, ну есть, конечно, люди, которым вообще все равно, что носить, но это явно не я.
Снежана АНДРЕЕВА, учащаяся школы № 61 Чебоксар

--------------- КАК У НИХ? ----------------------------

Атрибут престижа

Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих ее бывших колониях форма не была отменена и после объявления ими независимости, например, в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.
Для большинства средних и старших классов школ Японии форма считается обязательной. В каждом образовательном учреждении она своя, но обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки (юбка). Распространен вариант сейлор фуку — “матросский костюм”.
В США и Канаде школьную форму принято носить во многих частных учебных заведениях. В государственных единой формы нет, хотя дресс-код существует. На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.
По материалам различных источников

--------------- Роспотребнадзор советует ----------------------------

 Комфорт и безопасность важнее

В гардеробе школьника для учебы должно быть три вида одежды: повседневная, парадная и спортивная.

Обязательные требования без­опасности к одежде и обуви определяются техниче­ским регламентом Таможенного союза “О безопасности про­дукции, предназначенной для детей и подростков” и СанПиН “Гигиенические требования к одежде для детей...”.
Единые требования к одежде учащихся введены для того, чтобы дети чувствовали себя в ней комфорт­но в любую погоду и время года. Эстетиче­ский вид школьников хоть и является важным, все же стоит на втором месте.
Выбирая форму, родители в первую очередь должны обращать внимание на ее тепловые свойства, удобство покроя, легкость. Одежда не должна ограничивать движения. Ткань, используемая для пошива, должна быть воздухопроницаемой, гигроскопичной, не терять этих качеств и привлекательного внешнего вида после многократных стирок.

***

Из истории

Точкой отсчета истории школьного обмундирования считается 1834 год. Именно тогда гимназистов и студентов обязали носить специальную форму. Потом ее вид не единожды менялся, а в 1918-м и вовсе отменили.
“Бесформенный” этап продолжался до 1949 года. Школьная форма в СССР стала обязательной только после Великой Отечественной войны. Ее вид также менялся несколько раз. Форма для учениц сталинских времен мало чем отличалась от униформы, введенной в царской России, разве что платья стали короче, немного ниже колен. Коричневое платьице из шерсти, поверх — белый парадный или черный повсе­дневный фартук, который либо завязывался сзади на бант, либо застегивался сбоку на пуговицу. Чтобы наряд не казался слишком серым, на низ рукава и горловину было принято нашивать белые манжеты и воротник, которые менялись по мере загрязнения.
В 1973 году школьная форма СССР для мальчиков стала синей, с металлическими пуговицами и нашивками, появились манжеты. Прежними остались два нагрудных накладных кармана. В 1980 году куртка и брюки были заменены на шерстяной костюм синего цвета. Ношение галстуков и значков с пионерско-комсомольской атрибутикой было строго обязательно.

 

 

  • Форма единая — мысли разные. Рисунок Валерия БАКЛАНОВА
  • Не первоклассник, а мечта. 1 Сентября в лицее № 18 Новочебоксарска.  Фото Марии СМИРНОВОЙ
  • Такие эмблемы были нашиты на боковой части рукава формы в младших, средних (слева) и старших классах (справа). Восходящее солнце и раскрытый учебник — символы просвещения. В старших классах к ним добавлялось стилизованное изображение атома.