Система образования свое отработала?
“Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать”, — говорил когда-то Уинстон Черчилль. В своем Послании Федеральному Собранию Дмитрий Медведев подчеркнул, сегодня эту власть надо направить на то, чтобы раскрыть способности каждого ребенка и максимально подготовить его к выбору профессии. В связи с этим создать проект школы будущего. “Грани” решили выяснить, что нужно менять в системе нынешнего образования.
ok_or_ok: Мне не нравится новая система экзаменов. Зачем ребенку ежегодный стресс, начиная с четвертого класса, я не понимаю. Школа — это часть детства каждого человека, она должна быть в радость.
Думаю, нужно пересмотреть обязательные предметы. Я люблю химию, но зачем каждому учить про реакцию окисления предельных углеводородов? Кто-нибудь помнит, что это за вещества? Основы давать нужно, но так глубоко пусть изучают по желанию.
Новые учебники мне в основном нравятся, они лучше тех, что были у нас. Но задачи там часто сформулированы с идиотским либретто, думаю, надо за этим следить.
login_of: Сейчас у нас загруженность учеников, высокий уровень преступности, низкая зарплата учителей. Оптимально, чтобы все уроки снимались на видео и транслировались в Интернет, тогда все проблемы выявятся сразу. А вообще, вопрос нужно переформулировать: “Что устраивает?”.
alexey_donskoy: Главное — сменить парадигму образования.
Во-первых, для этого необходимо четко обозначить цель образования. Она должна звучать примерно так: “Формирование творческой личности”. (Сегодня, напомню, провозглашен лозунг “Нам творцы не нужны, нам нужны исполнители”.)
Во-вторых, поставить приоритет академического образования над профессиональным и проблемного обучения над догматическим. Поскольку рецептов второго пока нет, необходимо поощрение творческих учителей и их экспериментов (при адекватном контроле результатов).
В-третьих, отказаться от стандартизации образования в форме ЕГЭ и внедрить текущие и зачетные формы контроля вместо “госника”. Кроме того, нужно поддерживать дистанционные и свободные графики обучения.
Вместе с этим прививать социальные навыки (доброжелательность, умение жить и работать в коллективе, пользоваться необходимыми социальными институтами). Школьнику должно быть интересно решать в коллективе проблемные задачи, нежели увлекаться наркотиками, фильмами и компьютерными играми.
В этом списке все взаимосвязано и может решиться только силами всего общества в целом. Пока в приоритете бизнес, этой задачи не решить никогда. Значит, надо менять общество. Начать проще с образования, чтобы все развивалось естественным путем. Но для этого нужна политическая воля.
Kipek: Какой творческий подход к обучению, когда молодой специалист, приходя в школу, получает 4500 рублей! Все творчество моментально улетучивается, сталкиваясь с житейскими проблемами. А в то самое время какой-то министр какой-то области получает жалование в размере 200 тысяч.
Atner: О, образование! Оно уже никогда не будет таким, каким видим его сегодня. Более того, как только получится сформулировать видение образования будущего, это самое будущее снова меняется. Появление новых технологий, смена очередной экономической (политической, социальной) парадигмы, влияние глобализации будут постоянно воздействовать на систему образования.
А наше с вами сознание развивается линейно, ведь так нас научили думать в школе. И такое мышление было эффективным для своего времени — каждый понимал, что чем лучше ты учишься, тем лучше тебе достанется работа и откроются широкие возможности. Но сегодня выигрывают люди с креативным мышлением.
Надо понять, найти в себе силы и признать, что сформулированная еще Яном Амосом Коменским школьно-урочная система отлично отработала свое. Зародившаяся в эпоху Просвещения идея общего образования и реализованная исходя из потребностей эпохи Индустриализма, система общего образования сегодня себя изжила. От нас требуется оказать ей соответствующие почести, дабы проводить ее на заслуженный покой. И не надо бояться будущего! Оно принесет кардинально более эффективные технологии: зубрежка просто канет в Лету...
Я еще выскажусь по технологиям будущего, а пока о дне сегодняшнем — уже сейчас можно начинать с концептуальных действий. Например, разделить хозяйственную и образовательную части, вывести систему оценок в независимые тесты конкретных навыков и компетенций, развивать методы коллективной, проектной работы, предоставить человеку открытое творческое пространство с возможностью реализации личных проектов.