Что изменится в России с 1 июня 2024 года

Спасти себя и близких. Даже если вы отдали мошенникам всё, от вас не отстанут

Спасти себя и близких. Даже если вы отдали мошенникам всё, от вас не отстанут Личные финансы

Спасти себя и близких. Даже если вы отдали мошенникам всё, от вас не отстанут

Родион АФАНАСЬЕВСпасти себя и близких. Даже если вы отдали мошенникам всё, от вас не отстанут Личные финансы

Родион АФАНАСЬЕВ


0

Россиянам поступают 20 млн звонков от мошенников в сутки. А объемы украденных средств только за прошлый год подскочили до 250 млрд рублей, сообщил на днях зампредседателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов.

У мошенников есть целый набор хитростей, чтобы обмануть людей, особенно представителей старшего поколения.
Мы попросили аккредитованного волонтера Центра финансовой грамотности населения Чувашии, начальника управления безопасности Чувашского отделения Сбербанка Родиона АФАНАСЬЕВА помочь нашим читателям разобраться, какие трюки злоумышленники используют чаще всего и как им можно противостоять.

Гимн мошенников
Если совсем коротко, можно разделить мошенничества на две основные группы:
1. Социальная инженерия (основная угроза и наибольший ущерб):

  • хищение путем получения удаленного управления телефоном (компьютером);
  • звонки (сообщения) для побуждения передачи критической информации или для того, чтобы вынудить жертву на самостоятельные действия.

2. Бытовые мошенничества.
Сегодня хотелось бы более подробно рассказать именно о социальной инженерии как наиболее опасном виде преступлений, причиняющем большой ущерб гражданам.
“Социальная инженерия” — термин, как кажется, новый, малознакомый. Но на самом деле мы знаем этот метод из детства, из известных нам книг и сказок. Примеры — произведения Андерсена “Голый король” (или “Новое платье короля”), персонажи сказки “Буратино” Лиса Алиса и Кот Базилио. А их песня из нашего замечательного фильма “Приключения Буратино” — настоящий гимн мошенников. И принципы действий преступников с тех пор практически не изменились, лишь немного перешли на современный уровень.

Как манипулируют
Это манипуляции людьми под воздействием обмана с целью хищения денежных средств руками самой же жертвы! И осуществляется это путем звонков (сообщений) от имени различных государственных структур, Центрального банка или иных финансовых учреждений, правоохранительных органов, мобильных операторов, руководителей для побуждения жертвы под воздействием обмана к совершению действий со своим телефоном, имуществом, денежными средствами.
При всем огромном разнообразии публикуемых случаев и ситуаций, принципиальная схема действий преступников, то есть схема социальной инженерии, во всех случаях практически одинакова:

  • звонок (сообщение) от очень важного и авторитетного ведомства или человека;
  • сообщение о какой-то очень серьезной проблеме (попытка хищения денег со счета, получения кредита, продажи квартиры, несчастье с родственником, окончание срока действия договора мобильного оператора, расследование уголовного дела);
  • подтверждение этой информации из другого источника (подключение к разговору представителей иного “значимого ведомства”, подтверждающего указанную проблему и подсказывающего пути разрешения этой ситуации, в том числе необходимость участия в “операции по задержанию преступников”);
  • срочность совершения действий (“необходимо все делать очень быстро, иначе будет поздно!”);
  • запрет на информирование кого-либо, даже близких родственников (под предлогом ответственности за “разглашение государственной тайны”, “тайны следствия”, “банковской тайны”);
  • длительное удержание жертвы на телефоне (под предлогом контроля неразглашения тайны) и полное управление действиями жертвы.

В результате жертва передает преступникам критичную информацию, позволяющую им завладеть деньгами или имуществом, получить кредиты от имени жертвы. Или же самостоятельно снимает деньги со всех вкладов, получает кредиты в разных банках, микрофинансовых компаниях или у знакомых, продает свою квартиру. Сделки с недвижимостью при этом преподносятся как фиктивные, необходимые в рамках операции по задержанию преступников.
Итог один: все деньги направляются мошенникам якобы на “безопасные”, “защищенные” счета. Жертва остается без денег, без квартиры и с долгами.

Дожать жертву
Но на этом беда не заканчивается! После того, как жертва отправила преступникам все имевшиеся и заемные деньги, а также от продажи имущества или недвижимости, преступники переходят к следующему шагу — самопохищению. Они побуждают жертву спрятаться или уехать в другой город, сменив СИМ-карту. Якобы за жертвой следят преступники, потому надо скрыться в интересах расследования и операции по задержанию.
В это время сами преступники связываются с родственниками жертвы и вымогают у них деньги, сообщив, что их родственник имеет огромные долги, взят в заложники и для его освобождения необходимо перевести определенную сумму денег на указанный счет.
Но и на этом преступники не останавливаются! После того, как из жертвы и родственников “выжато” всё, что можно, жертву толкают на совершение противоправных действий или даже терактов. Убеждая, что это нужно для задержания преступников, побуждают совершить поджог, подрыв, иные противоправные действия на каком-то социально важном или стратегическом объекте (школа, банк, место массового скопления людей, военкомат, ж/д сооружения) или в отношении работников этих ведомств.
А далее преступники побуждают жертву совершить действия, направленные на причинение тяжкого вреда здоровью самому себе, пытаются таким образом избавиться от потерпевшего.

Человек в форме
Для всех этих действий преступники используют IP-телефонию (технологию подмены номера) или мессенджеры (Viber, WhatsApp, Telegram).
Почему? В контакте мессенджера можно установить любое изображение (эмблему госструктуры, фото человека в форме или известного лица), в имени контакта также указать наименование любой организации, направить фотографии “официальных документов”, “служебных удостоверений”.
Можно осуществить и видеозвонок, в том числе используя технологию подмены изображения и голоса для создания видимости звонка из офиса банка или кабинета правоохранительной структуры.
Для несведущего человека всё это выглядит очень убедительно.

Что в итоге
Если обобщить все рекомендации по данной теме, можно предложить одно очень простое и одновременно очень сложное правило — ничего не делать! Не сообщать никаких сведений, номеров и кодов, никаких кнопок на телефоне не нажимать, никаких программ не устанавливать и тем более не совершать абсолютно никаких действий с деньгами, имуществом. Единственное правильное действие в случае сомнений — сбросить звонок.
Если же все-таки остались сомнения, обязательно сами наберите известный лично вам номер банка или той структуры, от имени которой вам звонили, расскажите о звонке, сообщите о случившемся своим близким.
В случае, если по каким-то причинам вы что-то успели сказать звонившим, максимально быстро надо обратиться в банк для блокировки всех счетов и операций, в МФЦ для блокировки личного кабинета и в полицию.
Что касается бытовых мошенничеств, рекомендации тоже несложные:

  • постарайтесь не впускать в квартиру посторонних лиц, если вы их не приглашали;
  • прежде чем кого-то впустить в квартиру, позвоните в управляющую компанию (в администрацию, иное учреждение), уточните, направлялся ли кто-то к вам и для каких целей;
  • не стесняйтесь спросить паспорт, запишите сведения о пришедших лицах;
  • не переходите по ссылкам, поступившим на ваш телефон;
  • прежде чем отправить деньги по каким-либо документам и квитанциям, позвоните в эту организацию по официальному номеру и выясните ситуацию;
  • ни в коем случае не передавайте наличные деньги якобы представителям администрации, правоохранительных органов, иных госучреждений;
  • прежде чем оплатить какие-либо работы (особенно когда их стоимость значительна), посоветуйтесь с близкими или знакомыми.

В одной статье сложно описать все потенциальные схемы обмана, которые могут быть использованы против пожилых людей. Мошенники постоянно обновляют и адаптируют свои методики: сегодня они выдают себя за сотрудников прокуратуры, завтра могут звонить от имени Социального фонда.
Поэтому совет эксперта: никогда не доверяйте звонкам с незнакомых номеров и при малейших подозрениях обратитесь в банк или иные организации, которые якобы вам звонят.


КАК СЕБЯ ЗАЩИТИТЬ?
Запомните особенности работы банков, госорганов и правоохранительных структур:

  • Центральный банк России и его подразделения вообще не работают с гражданами, поэтому никогда его специалисты не позвонят, не напишут и не направят вам никаких документов;
  • любой банк может и обязан самостоятельно заблокировать любую операцию без участия клиента, если видит какие-либо риски, и не требует от клиента никаких паролей, кодов и других сведений, так как несет ответственность за сохранность средств своих клиентов и всегда возместит ущерб, если деньги или ценности “пропали” без участия клиента;
  • никакие правоохранительные органы и госструктуры не просят совершить каких-либо действий с деньгами или имуществом граждан, не привлекают их для участия в каких-либо операциях по задержанию преступников, тем более не требуют совершить какие-либо действия, могущие причинить ущерб гражданам или организациям, не присылают фотографии служебных удостоверений, документов.

ОТ РЕДАКЦИИ

Если у вас есть вопросы по теме мошенничества, их можно задать нашему эксперту. Для этого по­звоните по тел. 73-31-50 или напишите на e-mail novak@grani21.ru. Мы обязательно передадим ваш вопрос Родиону Афанасьеву.

  • 1_Lich_finansy.jpg
  • Родион АФАНАСЬЕВ