Судья автогонок Тимур Хусаинов: Поблажек никому не делаем
Крупное спортивное событие прошло в очередной раз в столице Чувашии в конце января 2021 года — третий этап Кубка России по ледовым автогонкам. На состязания съехались спортсмены со всей страны. Один из судей, дежуривших на трассе, — Тимур Хусаинов из Новочебоксарска. Мы поговорили с ним о гонках, любви к автомобилям и, конечно, о судействе на трассе.
От участия в гонках...
Любовь к машинам у нашего земляка началась, можно сказать, с пеленок. “У меня в детстве все раскраски были с гоночными машинками и игрушки с автомобильной тематикой, — вспоминает Тимур, — когда я был совсем маленьким, мы с родителями жили в Германии в военном городке. Там, когда танки с грохотом выезжали на учения, все дети прятались, плакали, боялись, а я с удовольствием бежал смотреть на них”.
В 18 лет у Тимура появился первый автомобиль “Форд Сиерра”, на котором он стал не просто ездить, но еще и осваивать навыки экстремального вождения.
“Нигде у нас в то время не обучали этому, — делится наш герой, — я нашел книгу профессора Эрнеста Цыганкова “120 приемов контраварийного вождения” и начал осваивать все приемы самостоятельно. Читал, выезжал на закрытые площадки, тренировался. Раздолбал всю машину, но зато многому научился”.
Через какое-то время Тимур приобрел “Жигули”. В 2005 году впервые принял участие в соревновании — любительских автогонках, о которых узнал по радио.
Далее в качестве пилота он пробовал свои силы во многих видах автомобильных состязаний (ралли, кросс, ралли-рейды, гонки на льду, гонки по песку, по бездорожью). Много километров преодолел на трассе в кресле штурмана.
...к судейству
В 2014 году Тимура пригласили в Чувашскую автомобильную федерацию, и он стал членом ее правления. С тех пор наш спортсмен стал помогать организаторам автогонок и начал судить соревнования. Через какое-то время получил еще и статус спортивного судьи Российской автомобильной федерации. Работал не только на местных автогонках, но и за пределами Чувашии, например на чемпионатах России по ралли-кроссу в Казани.
Особенно гордится Тимур тем, что ему посчастливилось работать в составе судейской бригады международного ралли “Шелковый путь”, который проходил в Чебоксарах в 2017 году. А в 2020 году он с другими членами Чувашской автомобильной федерации отправился в качестве судьи в Сочи на этап чемпионата мира по автогонкам “Формула-1”.
Работа судьи гонок заключается не только в слежении за порядком на трассе и обеспечении безопасности на отведенном участке, но и в помощи в организации самого мероприятия. На этом Кубке России Тимур был судьей старта, ответственным за светофор.
“Я должен был вовремя давать сигналы: старт, финиш, — рассказывает он, — не подпускать зрителей близко к трассе, следить, чтобы под колеса не выскочило какое-нибудь животное. Если вдруг спортсмен заглох, вылетел, произошло столкновение, судья подает специальные сигналы, чтобы не возникли новые аварии. Следил и за состоянием трассы. Во время гонок часто так бывает, что от машин что-то отваливается в результате столкновения. Это могут быть зеркала, бампера, лобовые стекла, подкрылки”.
О собственной безопасности и беспристрастности
Кроме того, быть судьей на гоночной трассе весьма экстремальное занятие: нужно следить и за собственной безопасностью, ведь автомобили едут на больших скоростях, и вылеты здесь нередки.
“В этот раз гонки оказались богаты на события: были и перевороты, и развороты, и столкновения, — делится Тимур. — Судейские посты стараемся расставлять так, чтобы они были вне зон вылетов. Мы постоянно проходим семинары, обучающие безопасности при работе на трассе. К примеру, у нас есть правило: никогда не поворачиваться к автомобилю боком или спиной, всегда держать летящую машину в поле зрения, чтобы успеть отскочить в зону безопасности (такие места для себя определяем заранее до начала соревнований)”.
Одно из главных качеств, которое должно быть у судьи, — это беспристрастность. Даже если кто-то из участников тебе нравится, нужно судить максимально точно, правильно, не делая никому поблажек. Ну и внимательность у тех, кто работает на трассе, должна быть высокой, ведь нужно всё замечать и очень быстро реагировать, принимать решения.
Именитые спортсмены Кубка
В этот раз местом для проведения гонок выбрали район Речного порта. Раньше, напомним, спортивные машины гоняли в акватории чебоксарского залива. Кубок России по ледовым гонкам собрал около 40 спортсменов из разных уголков страны. Чувашию представляли Даниил Слепов и Виктор Сандыбаев. Даниил показал прекрасный результат: он в тройке лидеров в классе “1400”. А опытный Виктор Сандыбаев в этот раз вышел на трассу больше не за победой, а для того, чтобы поддержать чувашский автоспорт.
Среди известных автогонщиков — брат действующего президента Татарстана Раис Минниханов. Он участвовал во всех трех классах и завоевал две медали. На волжский лед вышла и единственная женщина на этих гонках, автогонщица из Москвы Татьяна Елисеева. В тройку призеров она не вошла, но продемонстрировала, что прекрасная половина человечества тоже может великолепно управлять автомобилем в экстремальных условиях.
Трое суток экстрима
Работа по подготовке и проведению соревнований непростая: организаторы, судьи в течение трех гоночных дней (тренировочные заезды и сами соревнования) находятся на льду с 7 утра до 7 вечера, и всё это на морозе, лишь время от времени они успевают погреться в теплых машинах.
“К Кубку России готовиться начинаем за год — всё согласовывается, документируется. Сложно, конечно! Каждый раз всё необходимое для гонки надо привезти, а после окончания увезти (к примеру, весы, огнетушители, флаги), собрать, разобрать сцену. Но наша федерация сплоченная: как говорится, глаза боятся — руки делают, — улыбается Тимур. — И трасса сама себя тоже не подготовит: просто так выехать на лёд “гоночные болиды” не смогут. Сначала мы пешком размечаем трассу, затем ее чистит трактор, дальше бурим лунки, опускаем туда водяную помпу и заливаем водой трассу, чтобы нарастить толщину льда и выровнять его”.
Дело энтузиастов
“Мы работаем бесплатно, — делится Тимур, — просто потому, что любим автоспорт. Когда видишь, что мероприятие, в организации которого ты участвуешь, прошло правильно, безопасно, зрителям понравилось, спортсмены довольны, испытываешь большую радость. Гордишься, что ты к этому причастен, что стал частью такого события.
У нас в федерации трудятся те, кто хочет сделать мир лучше. Ведь все, кто приходит в автоспорт, становятся дисциплинированнее, учатся безопасной езде в любых условиях. Неслучайно лозунг РАФ звучит так: “Через мастерство на трассе — к безопасности на дорогах”. Автогонки — нужный и полезный вид спорта”.
Фото М. Сермеева, А. Максимова (Гараж21) и из личного архива Т. Хусаинова
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Похожие публикации
- Впервые в Чувашии прошли официальные соревнования по зимнему дрифту
- Расплавили волжский лед
- В Чебоксарах прошли чемпионат и кубок России по ледовым автогонкам
- V этап Кубка по ледовым гонкам в Чебоксарах отменен из-за погоды
- Солнце, воздух, рев моторов и новые друзья
- В выходные в Чебоксарах пройдет финал Кубка России по ледовым автогонкам