Тысяча лет “до мату”
По некоторым данным, царь Иван Грозный умер во время игры в шахматы, что отразил на своей знаменитой картине художник Константин Маковский в 1888 году. Фото с сайта chess24.com
Вчера, 11 августа, в Чувашии завершился “Шоколадный кубок” — этап всероссийского турнира по шахматам среди мальчиков и девочек до 9, 11, 13 лет, юношей и девушек до 15 лет. Мы же хотим поговорить об истории шахмат в России и ответить на вопрос, почему игра столь популярна в нашей стране и за счет чего мы мировые лидеры в этом виде спорта на протяжении десятилетий. И начнем со Средневековья.
Шахматы на Руси
История шахмат в России насчитывает более 1000 лет. По мнению русского историка Исаака Линдера, шахматы в Киевской Руси появились не позднее IX-X веков.
Предполагается, что в Россию шахматы пришли из Азии через Каспийское море и Волжский торговый путь, в отличие от других стран, которые узнали про шахматы от арабских и испанских завоевателей. Эта теория частично основана на филологическом анализе названий шахматных фигур.
В русском языке используется слово “ферзь”, тогда как в других языках Европы фигуру называют “королева”. Слово “ферзь” очень похоже на “ферзин”, употребляемое на хинди, арабском и фарси. Фигура “слон” в Европе в большинстве языков называется “епископом”, и похоже, что слово “слон” тоже пришло из арабского, хинди и фарси. Наконец, “ладья” — это уникальное русское слово, которое указывает на тип лодки, на которых славянские племена плавали по рекам, а также по Черному и Каспийскому морям. Эти лодки, подобно скандинавским драккарам, вышли из употребления в XVIII веке. И сегодня слово “ладья” мы можем услышать только при разговоре о древней истории или шахматах.
В течение последующих столетий шахматы быстро распространились по всей России. В Новгороде, одном из старейших городов на севере России, археологи нашли несколько десятков шахматных фигур и шахматных досок, на которых играли ориентировочно в XII-XV веках во многих домах, причем эти дома принадлежали представителям разных социальных слоев.
До нашего времени дошла уникальная находка — шахматная фигурка, изготовленная новгородскими мастерами в XIV веке. Фигурка была обнаружена возле Владычной палаты, бывшей резиденции новгородского архиепископа. Найденная фигура — король, изготовлена она была из крепкого дерева, скорее всего, из можжевельника.
В старинных русских народных поэмах встречаются упоминания о шахматах как о популярной игре. Они фигурируют в былинах об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Умение играть в шахматы даже приравнивалось к богатырской доблести. Например, былина “Илья и Калин-царь”:
“Сидят молодцы во белом шатре,
В белом шатре бело-полотняном,
Сидят молодцы, забавляются,
Играют во шашки-шахматы”.
Герои былины “Добрыня и Василий Казимирович” должны выиграть у короля Бутеяна Бутеяновича три партии в шахматы. В “золотые тавлеи” играет с князем Владимиром жена богатыря Ставра Годиновича, Садко — с морским царем. А чаще всего в “тавлеи” приходилось играть богатырю Михайло Потыку, который таким образом заставлял “царей” и “королей” платить дань князю Владимиру. Те же “тавлеи” присутствуют и в народных песнях:
“А играли казаки
Золотыми тавлеями,
Дорогими вольящетыми”.
А вот так описывается игра в шахматы новгородских купцов XIII века в романе Дмитрия Балашова “Господин Великий Новгород”: “Шахматы у Олексы были завидные, щегольские, боярским под стать. Не чета тем, деревянным, что у всякого подмастерья в коробьи. Тавлея, доска шахматная, расписана в клетку золотом и серебром, шашки (то есть фигуры) точеные, слоновой кости, с ладными, ступенчатыми ободками, маковки то черненые, то золоченые, чтобы видать в игре, какие чьи. Коней и ладьи Олекса резал сам. Крохотные кони как живые: под седлами, гривы в насечку, шеи дугой, а вершковые ладьи того лучше: выгнутые, на граненых ножках, с четырьмя воинами на носу, корме и по краям. Давно как-то видел такие же в Полоцке, загорелось и самому сделать.
Первые ходы пешцами ступили одновременно. Олекса разом вывел слонов и коней, устремился вперед.
...Раздумывая о сказанном, не заметил Олекса новой угрозы. Взял вторую ладью у Радька, ферзя взял и тут-то и попался.
— Шах и мат кесарю! — рассмеялся Радько, довольный. — Это тебе не с немцами торговать!”
Запретная игра
Популярность шахмат в России росла и снижалась. На протяжении большей части Средневековья православная церковь запрещала игру. Это считалось грехом, наряду с игрой в кости и другими азартными играми. Большинство упоминаний о шахматах в летописях негативны или запрещают играть в них. Особенно суровыми были наказания для священников, которые могли быть отлучены от церкви за игру в шахматы.
Такая резкая позиция церкви была оправданна. Бывали случаи, когда священнослужитель проигрывал не только свое, но и чужое добро (нередко новгородцы хранили ценные вещи в церковных подвалах), за которое был в ответе. Это сильно подрывало авторитет церкви. Недаром русская пословица гласит: “Дожили до мату: ни хлеба про голод, ни дров про хату!”
В древности при игре в шахматы использовали кости, которые добавляли игре элемент удачи, азарта. Поэтому церковь и относила их к азартным “костарным играм”. То есть в шахматы играли тавлеями (таврелями) — костьми. Такая игра подробно описана в былине “Михайло Потык”, где шахматная игра в сочетании с игральными костьми называется “золоченые тавлеи”.
Впоследствии повсеместно кости из шахматного набора ушли, и игра потеряла элемент удачи (азарта), превратившись исключительно в игру ума.
К XVI веку отношение к шахматам стало меняться, так как игра обрела сторонников среди царей и их окружения.
Царский ход
Иван Грозный, первый русский правитель, принявший титул царя, очень любил шахматы, но в 1550 году под давлением церкви был вынужден подписать указ о запрете шахмат. В 1551 году запрет был подтвержден Стоглавым Собором. Однако это не мешало царю использовать по назначению золоченую доску, которая была среди трофеев, доставшихся ему при взятии Казани. А с особым шахматным столиком Иван Грозный не расставался до самой смерти, как раз и наступившей во время игры в шахматы. На шахматы ополчался и протопоп Сильвестр в “Домострое”.
Надо сказать, что все эти запреты не имели особого влияния ни на правителей Руси, ни на простой народ, да и серьезных наказаний за игру в шахматы со стороны духовенства никогда не следовало. Многие иностранцы, посещавшие Московское государство, упоминали о шахматах. В 1568 году помощник английского посла Рандольф Тубервиль отмечал, что “очень распространена игра в шахматы, чуть ли не каждый сможет дать вам шах и добавить мат; это искусство проистекает от большой практики”.
Английский дипломат Джером Горсей, живший долгое время в России, утверждал, что все боярские дети развивали свой ум с помощью шахмат, а сам царь Иван Грозный был весьма искусным игроком, как и его преемник Борис Годунов. А в 1675 году курляндский посол в Москве Александр Таубе писал, что “в шахматы играют и старики, и дети; играющих можно встретить на улицах и площадях города”.
Официальная “реабилитация” шахмат начинается с XVII века: в Соборном Уложении 1649 года о запрете игры в шахматы не сказано ни слова. Зато в конце XVII — начале XVIII веков шахматы уже потеснили новые игры — “гусек” и “карты”. Однако шахматы были популярны и при Алексее Михайловиче, и при царевне Софье.
В XVII-XVIII веках игра полюбилась финно-угорскому населению. Это доказывают экспедиции археологов, которые проводились на северо-западе Сибири. В этих же веках появляются в России первые шахматники — люди, занимающиеся изготовлением фигурок и досок для игры.
Изначально на Руси правила игры на черно-белой доске отличались от тех, что действуют сейчас. К классическим правилам русский народ пришел в начале XVIII века, когда отношения между Россией и Европой укрепились благодаря политике Петра Первого.
Петр I любил играть в шахматы во время военных походов, сам с удовольствием мастерил для себя шахматные фигуры и также ввел эту игру в свои знаменитые ассамблеи. Вообще, государь очень способствовал развитию этой игры, особенно среди высоких сословий.
После смерти Петра для русских шахмат наступил период упадка, продолжавшийся до конца XVIII века, когда началось их обновление и возрождение.
Продолжение — в ближайших номерах газеты “Грани”.
\
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати