У истоков пятой
Открытие школы № 5 Новочебоксарска состоялось 1 сентября 1971 года. Однако новоселье учителя и ученики смогли справить лишь в январе 1972-го, поскольку здание оказалось еще не вполне готово. О том, как зарождалась и развивалась пятая, рассказывает летопись школы. Вскоре планируется презентация этого знаменательного сборника. Предлагаем вашему вниманию отрывок, посвященный первым педагогам школы.
Первый директор
Первым директором нового учебного заведения назначили участника Великой Отечественной войны Петра Митрофановича Митрофанова. Школа стала для него родным домом. Это отношение передалось ученикам и учителям. По окончании занятий они принимались наводить порядок. Мыли полы, убирали мусор, заносили в классы мебель, сажали деревья на улице.
Именно Петр Митрофанович продумал зеленое обрамление школы: липовую аллею слева от здания, справа — яблоневый сад. Сзади — теплица и огород, окруженный живой изгородью. Со стороны стадиона плотной стеной стояли благоухающие кусты сирени, с других — жасмин и акация. Перед главным входом огромными белыми шапками цвела гортензия. Красивее сада и школы в то время в Новочебоксарске не было.
Вспоминает заслуженный учитель РФ Вера Лялина
“В Новочебоксарск я переехала в марте 1972 года из Чебоксар. К сентябрю освободилось место старшей пионервожатой в школе № 5. Здесь я проработала до 1979 года.
Петр Митрофанович оказался требовательным руководителем, еженедельно проводил общие планерки. Весь коллектив был в курсе, чем занимаются члены администрации, над чем работает тот или иной учитель.
Микрорайон быстро застраивался, поэтому школа работала в две смены. Трудились интенсивно, успевали проводить комсомольские собрания, сборы дружины, субботники и воскресники по озеленению микрорайона... В памяти остались те, с кем я работала в тесном контакте, кто помогал, кто оказал влияние на мое становление. В их числе заместитель директора по учебно-воспитательной работе Венедикт Яковлевич Петров. Сам он преподавал русский язык и литературу. Этот человек очень тактично анализировал уроки начинающих педагогов, умел успокоить расстроившегося учителя и в то же время указать на недостатки в методике работы. Авторитет его в школе был очень высок. Вскоре Венедикта Яковлевича перевели в гороно. Все учителя очень сожалели о его уходе.
Многие педагоги тех лет заслуживают отдельного рассказа. Например, заслуженный учитель Чувашской АССР Галина Григорьевна Орлова. Благодаря ей химия стала любимым предметом не у одного поколения учеников. Или учитель истории Тамара Тимофеевна Осипова. Кладезь знаний, своего рода “ходячая энциклопедия”. Добродушный и интеллигентный человек. До отъезда в Ангарск она была классным руководителем очень сложного класса, но сумела сплотить коллектив. Эти ребята до сих пор дружат между собой.
Помню, как вместе с учителем истории Аидой Георгиевной Матвеевой организовали встречу учащихся с Героем Советского Союза легендарным летчиком Федотом Орловым. Встреча прошла на таком высоком эмоциональном уровне, что о ней участники вспоминают до сих пор.
Учителя русского языка и литературы Клавдию Александровну Толстошееву можно назвать “учителем учителей”. Кабинет ее считался одним из лучших в Новочебоксарске, а класс, которым она руководила, всегда был передовым, или, как тогда говорили, “правофланговым”.
Особое слово хочется сказать об учителях-мужчинах Николае Александровиче Шадрине и Владимире Николаевиче Микрюкове. Например, во многом благодаря Н.Шадрину в пятой спортом увлекались все от мала до велика. На стадионе постоянно проводились тренировки, зимой заливали каток. Здесь собирались ребята со всего микрорайона. А без трудовика В.Микрюкова никто не мог обойтись при оформлении кабинетов. Практически всем он помогал как советом, так и делом. Мальчишки постоянно толпились в мастерской после уроков. Кстати, ее также почти с нуля оборудовал Владимир Николаевич”.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Комментарии