9 мая - День Великой Победы

Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Укротитель слов

Укротитель слов

Николай Исмуков. Фото автора.


3

Педер Хузангай, Геннадий Айги, Василий Давыдов-Анатри, Валери Тургай, Юрий Семендер… Звания “Народный поэт Чувашии” удостаивались лучшие из лучших служителей одного из самых притягательных и волшебных из искусств — поэзии. В 2008 году его получил Николай Исмуков. Впрочем, и других наград у него немало. Наш собеседник — лауреат Государственной премии Чувашской Республики в области литературы и искусства за 1998 год, премии им. Васьлея Митты в 1989-м, Марфы Трубиной в 2003-м. Почитатели его таланта знают и о том, что он заслуженный деятель искусств Чувашской Республики, доктор философских наук, профессор, академик Российской академии социальных наук и декан торгово-технологического факультета Чебоксарского кооперативного института.
Каков он, путь к признанию читателей? Как укротить слово, чтобы строки завораживали? Об этом и многом другом мы говорили во время нашей встречи с Николаем Аверкиевичем Исмуковым.

— Когда написали свое первое стихотворение, вам было лет 13. В подростковом возрасте многие пишут стихи, но не каждый посвящает этому всю свою жизнь. У вас желание сочинять осталось даже тогда, когда серьезно занялись философией.
— Думаю, во всем виноваты гены. В нашем роду почти все писали. Когда сочинил первое стихотворение, я еще многого не знал и даже не читал произведений своего родственника Васьлея Митты. Переворот в голове случился, когда прочитал только что изданную книгу Митты “Кµмµлтан” (“От души”). Был потрясен его легким слогом и глубиной мысли.
Вингер Петрович Митта (сын Петра Митты, известного прозаика) составил родословную нашего рода по мужской линии. После него эту работу продолжил я. Наши две ветви шли параллельно: Исмук (Исмаил) и Митта, который после крещения получил имя Никита. И в том роду, что от Митты, и в том, что от Исмука, много талантливых людей родилось. Некоторые писали. Вот мой сын тоже пишет замечательные стихи, хотя по образованию медик. Большинству он известен книгами по медицинской тематике. Издается в России и за рубежом. Особенно популярен в Германии.
— Сами с Васьлеем Миттой встречались?
— Один раз всего, в 1956 году. Он только вернулся из лагеря. Многого я тогда не понимал, конечно. Они с матерью о чем-то говорили, последнюю стопку выпил стоя. Так они и сидели, Митта шепотом что-то рассказывал маме. Помню, как по щеке его текла слеза. А второй раз увидел его уже в гробу. Он жил в Чебоксарах, приехал в деревню на акатуй. Будто чувствовал трагический конец, днем раньше зашел на кладбище и указал место, где хоронить. Сердце не выдержало.
— Как рождаются стихи?
— Когда душа горит — пишу. Веселых и радостных стихов у меня почти нет. Стихи приходят по-разному. Ездил в Турцию отдохнуть, позагорать, поплавать. Поплескался в воде, вернулся на лежак, достал блокнот, ручку и давай, только успевай записывать. Так родились “Турецкие мотивы”, планирую напечатать их ко дню своего рождения.
Я люблю неожиданные рифмы и эвритмию, то есть рифмы внутри самой строчки. Вот у монголов рифма впереди строки. Не люблю рифмовать глаголы. Мои переводчики на русский язык достаточно известные поэты и мастера — Аристарх Дмитриев и Анатолий Смолин. При переводе, увы, теряется красота поэзии, но смысл они передают точно.
— Вы — обласканный властью поэт: премии, награды, звания... А власть как-то пыталась вас использовать?
— Нет, наверное. Чтобы быть использованным властью, надо находиться близко к ней. А я всегда был очень далек, и сам не стремился к ней. Самая большая власть, которая когда-либо была в моих руках, —  тогда, когда руководил секцией поэзии в Союзе писателей Чувашии. Я участвовал в комиссии, которая дала Давыдову-Анатри звание народного поэта Чувашии. Очень горжусь этим.
— Что дает вам звание народного поэта?
— Раньше членам Союза писателей за строчку платили рубль пятьдесят, рубль двадцать, нечленам — 50 копеек. Народному поэту давали квартиру, деньгами помогали. Сейчас только звание. Я на жизнь себе зарабатываю преподаванием.
До получения звания считал, что достоин, писал много. После его получения на душе стало пусто. Понял, чтобы соответствовать званию, надо писать еще больше. Работа декана очень много времени занимает, сильно отвлекает от поэзии.
— Поэт всегда одиночка?
— Поэт всегда одинок. Одинок как лев. Конечно, время от времени надо и с друзьями встречаться, но чтобы писать, надо работать, а не в компаниях веселых время проводить. Вот Ухсай, настоящий одиночка. Все свои лучшие произведения писал в деревне, в бане. А тут в Чебоксарах у него друзья, товарищи, с каждым нужно посидеть.
— А вы как пишете?
— Я тоже сбегаю.
— Куда?
— У меня есть дача рядом с деревней Селиванкино. Там и творю.
— А дома создают условия для творчества?
— Да, не мешают. Я рос в большой семье. Нас в семье пятеро. У меня был свой уголок. Соседки приходили к матери, тем не менее это мне не мешало. Я учился и писал, не обращая на них внимания.
— После школы сразу решили стать философом?
— Нет. Сначала окончил в Свердловске физкультурный техникум. Потом преподавал в школе. Я кандидат в мастера спорта по плаванию. Отработав некоторое время в школе, вернулся в Свердловск, поступил в университет.
Физику любил, астрономию. Очень много читал.
— Почему выбрали именно философию?
— Потому что она царица наук. В самом начале развития человечества была только одна наука — философия. От нее получили развитие другие. Но в то же самое время она не может существовать без поддержки естественных наук.
Я подготовил четырех докторов философии. Один из Самары, другой из Нижнего Новгорода и двое из Чувашии: Владимир Кузнецов, сейчас он и сам член совета, и Тамара Сильвестрова (она кандидат экономических наук и доктор философских наук). Есть у меня и двое кандидатов наук. Один работает у нас в кооперативном институте.
— Интересно, сколько докторов философии в Чувашии?
— Первым стал Антон Петрухин, он уже умер. Вторым — Энвер Феизов, третьим — я. Сейчас докторов наук много. Звание получить стало проще. Очень много в науку пришло посторонних людей.
— В своих работах  много внимания уделяете национальным аспектам…
— В монографии “Национальное измерение культур”, изданной в Москве, впервые поставил проблему национального в философии, проследил пути формирования первых философских категорий — материи, времени, пространства, движения — у чувашей. Это позволило создать этносно-экзистенциальную картину их мира.
— Чему еще ваша душа так же открыта, как поэзии? Музыке?
— Нет, живописи. У меня в Национальном музее несколько лет назад прошла выставка. Я писал картины маслом — пейзажи, портреты. И даже немного проучился в Чебоксарском художественном училище. Всего несколько месяцев —  сентябрь, октябрь... Отправили нас копать картошку в Цивильский район. После этого в училище уже не вернулся.
— Почему?
— Мой отец погиб на войне. Он успел отделиться от родителей, дом построить, а вот обустроить — нет. Конечно, мы жили, как и все на нашей улице, бедно. У тех, у кого отцы с войны вернулись, все наладилось. А у нас нет. Я приехал в Чебоксары с заплаткой на штанах. Хлеба досыта не ел. В Чебоксары после седьмого класса поступать приехал на машине, груженной мхом. Тяжело было очень. Да и по дому скучал. Вот и сбежал обратно в деревню. Там дом, родные рядом, прожить можно, даже если и есть нечего.
— Сейчас рисуете?
— Нет. Пять лет не брал кисти в руки.
— Сами каких художников предпочитаете?
— Классиков — Овчинникова, Сизова.
— А кто ваш любимый поэт?
— Естественно, это недосягаемый Хузангай и, конечно, Митта.
— Что значит в вашей жизни поэзия?
— Все.
— Расскажите про свою семью.
— Жена у меня медик. Мы учились в одном классе. Она очень красивая, статная. Двое детей: сын и дочка. Про сына уже говорил. Дочка окончила кооперативный институт, сейчас работает главным бухгалтером на предприятии. С детьми я всегда занимался сам. Когда они были совсем маленькие, даже родных к детям не подпускал, чтоб не сглазили. Внуки у меня тоже замечательные. Жизнь, без всяких сомнений, удалась.

Из чувашской Википедии.

Родился 2 марта 1942 года в селе Первомайском Батыревского района. Окончил Уральский госуниверситет им. A.M.Горького (Екатеринбург), аспирантуру, а затем докторантуру при кафедре философии Московского государственного педагогического университета. Доктор философских наук (1994), профессор (1995).
Научную деятельность посвятил исследованию проблем диалектики категорий философии, национальной культуры, синергетики. Им опуб­ликовано свыше ста научных статей и пять монографий. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Член Союза писателей СССР с 1988 года.
Первые стихи Николая Исмукова увидели свет в районных газетах “Коммунар” и “Авангард” в 1957 году. В дальнейшем они стали появляться на страницах республиканских газет и журналов. Первая книга стихов вышла в 1985 году. С тех пор изданы двенадцать поэтических сборников, в том числе роман в стихах “Ахµр самана” (“Светопреставление”).
Творчество Николая Исмукова отличается тонким лиризмом и философичностью. Историческая судьба родного народа, Родина, самоотверженный труд соотечественников, любовь и молодость, добро и зло — основные темы литературного творчества поэта. Переосмыслив традиции мировой, прежде всего восточной поэзии, он привнес в чувашскую поэзию новую концепцию художественного образа, неразрывно связанного с народной поэтикой и отображенного и в языке, и в психологическом рисунке, и в характере героя, и в осмыслении общезначимых социально-нравственных и философских проблем. Его стихи переведены на языки народов России и СНГ, а также на французский, итальянский, английский языки.