Уроки любви для родителей
На ознакомительном занятии с руководителем Школы осознанного родительства Людмилой Егоровой (слева) многодетные мамы Наталия Порфирьева и Инга Архипова.
Чтобы стать профессионалом в какой-либо области, мы проходим обучение в университетах, набираемся опыта на рабочем месте, параллельно проходя курсы повышения квалификации. И стараемся делать всё на высшем уровне, ведь за неисполнение обязанностей может последовать увольнение. Но почему же рабочим процессам мы уделяем больше внимания, чем благополучному будущему наших детей?
— Нас обучают практически всему, но, к сожалению, не учат быть родителями. А это целая наука. Часто мамы и папы сталкиваются с проблемами в воспитании, просят помощи в налаживании отношений с детьми, — рассказывает педагог-психолог Людмила ЕГОРОВА.
В этом году она открыла в Новочебоксарске бесплатную Школу осознанного родительства (ШОР) по программе “Азбука семьи”. Записаться на занятия могут все желающие, как будущие, молодые родители, так и опытные, многодетные.
— Людмила Михайловна, каковы же основные задачи школы?
— Укрепление традиционных семейных ценностей, улучшение взаимоотношений в семье, развитие личной осознанности родителей, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства.
— С чего начинаются проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми?
— Чаще всего родители жалуются на трудное поведение своих чад. Задаются вопросом: я же многое для ребенка делаю, почему он так безобразно себя ведет? От безысходности обращаются к психологам с просьбой “починить” дочку или сына, не желая участвовать в процессе изменений. Но ведь члены семьи оказывают друг на друга непосредственное влияние.
— Порой дети озорничают, чтобы привлечь внимание родителей.
— Верно. Их проступки — это крик о помощи, недостатке заботы и любви. Мне мой взрослый сын однажды сказал: “Мам, знаешь, когда я ошибусь, ты сразу начинаешь кричать. А как сделаю что-то хорошее, ты даже не заметишь этого”. Я задумалась. Получается, что хорошее поведение ребенка мы воспринимаем в порядке вещей, а плохое тут же хотим исправить. Детям важно, чтобы замечали не только их ошибки, но и старания, достижения.
Прежде чем корректировать поведение ребенка, надо наладить эмоциональную связь, тогда наши замечания не будут восприниматься так остро.
Когда взрослые “взрываются”, это не значит, что они своих детей меньше любят. Но парадокс в том, что любовь родителей не воспринимается детьми как безусловная. Так или иначе они стараются ее заслужить. А критику в свой адрес воспринимают как личную обиду.
— Как создать эмоциональную связь?
— Например, мы приходим уставшие после работы домой и видим беспорядок на столе у ребенка. И что мы делаем? Начинаем ругаться, приказывая прибраться. Это коррекция. Ребенок, конечно, обидится, заплачет, начнет психовать. Может и промолчать, но где-то в глубине души затаит обиду.
Сначала надо наладить связь с ребенком. Подойти и поинтересоваться, как он провел время, чем занимался. Поговорить и только потом корректировать поведение: “А сейчас убери, пожалуйста, со стола”.
Коррекция — это лишь малая часть воспитания. Чуть больше внимания уделяем подкреплению, то есть удовлетворению потребностей ребенка, в том числе похвале. Ну, а основа — эмоциональная связь. Учиться держать баланс между этими тремя составляющими мы и будем в ШОР.
— Бывает так, что время уже упущено, и ребенок не реагирует на ваше желание сблизиться?
— Я провожу тренинг “Компетентная помощь при травме”, общаюсь с родителями и убеждаюсь в том, что надежда всегда есть. Главное — самому родителю осознать, почему это происходит, вооружиться методами и приемами. И каждый день работать над выстраиванием эмоциональной связи.
— Это зависит только от времени?
— Однажды, когда я работала в школе психологом, ко мне пришла пятиклассница. Она плакала, жить не хотела. Мы долго с ней разговаривали. Я спросила, а какие счастливые моменты у нее в жизни были. Девочка вспомнила время, когда они всей семьей катались на ватрушках в роще. Оказалось, что теперь ее родители разводятся, отсюда тревога и плохое самочувствие.
Если в семье все хорошо, то внешние факторы оказывают на человека меньшее воздействие. Счастливые дети могут быть только у счастливых родителей. Если мама или папа несчастны, то ребенок этот груз будет нести с собой во взрослую жизнь.
— Сейчас же достаточно большое количество разводов, неужели столько травмированных детей?
— Развод в любом случае наложит отпечаток на ребенка. И от родителей зависит, насколько глубоким он будет. Часто они зацикливаются на своих чувствах и взаимных обидах, не разговаривают о происходящем с ребенком, не объясняют, что папа не перестает быть папой, а мама — мамой. Бракоразводный процесс родителей негативно влияет на познавательные функции ребенка. Неудивительно, что тот сталкивается с проблемами в учебе.
Очень важно уделять детям достаточно внимания. Прийти с работы и обнять, перед сном поговорить или почитать книжку. Устроить семейный ужин, рассказывая о том, как у каждого из вас прошел день, делясь переживаниями. Ну, а о том, как развестись с супругом и не травмировать ребенка, мы также поговорим на занятиях.
— А если говорить о семейных парах, которые не хотят заводить детей? С чем связано движение чайлдфри?
— Дети — это ответственность. Им нужно внимание, средства, время. Некоторые люди предпочитают жить для себя, потому что так проще. Это связано с воспитанием, но не столько идущим от семьи, сколько от того, что транслируется в интернете.
Семейные ценности пропагандирует общество. Вспомните, какие фильмы смотрела советская молодежь. Мы сейчас становимся потребителями. Живем в мире рекламы, в котором нет места любви.
— Хотите сказать, что предыдущие поколения задумывались о том, как быть хорошими родителями?
— Раньше семьи были большими: под одной крышей жили бабушки, дедушки, тети, дяди, которые помогали растить детей. Молодые мамы могли обратиться за помощью к соседям. Сейчас большинство семей — нуклеарные, живут двумя поколениями. Где им спросить совета?
Конечно, нельзя сказать, что раньше люди были менее травмированы. Дети моего поколения, родившиеся в 1970–1980 годы, очень рано отрывались от матери. Тогда декретного отпуска не было, женщины чуть ли не сразу после родов выходили на работу, отправляя детей в ясли. В 1990-е взрослые вообще занимались выживанием, там не до воспитания.
— Значит, функцию воспитания мам и пап берет на себя Школа осознанного родительства? Как будут проходить занятия?
— Мы будем заниматься по книге-тренажеру “Азбука счастливой семьи”, которая включает в себя 30 уроков. Дома будем читать книгу, выполнять практические задания, а на очных встречах обсуждать материал в группе, делиться опытом.
Для того чтобы наладить хорошие доверительные отношения с детьми, нам сначала нужно вспомнить, что происходило в нашем роду. Затем мы будем учиться формировать привязанность, с которой и начинается гармония в отношениях. Дальше поговорим о травмах детей. Вообще, современная психология утверждает, что травмы полностью излечить невозможно, но научиться с ними жить нужно. Ну и напоследок одна из самых болезненных тем родителей — подростковый возраст.
В течение первых трех занятий мы будем набирать группу, а потом сделаем ее закрытой, чтобы всё обсуждаемое не выходило за ее пределы.
СПРАВКА
Министерство просвещения России рекомендовало регионам открывать Школы осознанного родительства по программе, разработанной автономной некоммерческой организацией “Азбука семьи”, прошедшей верификацию и успешно апробированной в 26 субъектах РФ. Обучение прошли более 2000 родителей. Теперь такая возможность появилась и у новочебоксарцев. Записаться можно по QR-коду или придя на занятие в понедельник в 18.00 в Центр сопровождения и социализации подростков ЦОиКСД по адресу: ул. Советская, 41.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати