Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Всё в наших руках, или Как приучить малыша к школе, детсаду

Егор уже три недели ходит в детский сад № 12 “Золотой ключик” и постепенно начинает привыкать. В этом помогает воспитатель Елена Морозова (на заднем плане). Фото Екатерины ШваргинойВсё в наших руках,  или Как приучить малыша к школе, детсаду Мамам и папам

Егор уже три недели ходит в детский сад № 12 “Золотой ключик” и постепенно начинает привыкать. В этом помогает воспитатель Елена Морозова (на заднем плане). Фото Екатерины Шваргиной

Воспитатель детсада  при школе № 20  Ирина АЛЕКСЕЕВАВсё в наших руках,  или Как приучить малыша к школе, детсаду Мамам и папам

Воспитатель детсада при школе № 20 Ирина АЛЕКСЕЕВА

Воспитатель  детсада № 34  Ольга ФЕДОРОВАВсё в наших руках,  или Как приучить малыша к школе, детсаду Мамам и папам

Воспитатель детсада № 34 Ольга ФЕДОРОВА

Учитель начальных классов школы № 2 Оксана ИЛЬИНАВсё в наших руках,  или Как приучить малыша к школе, детсаду Мамам и папам

Учитель начальных классов школы № 2 Оксана ИЛЬИНА

Учитель гимназии № 6  Ольга БОГАТНАЕВАВсё в наших руках,  или Как приучить малыша к школе, детсаду Мамам и папам

Учитель гимназии № 6 Ольга БОГАТНАЕВА

Начальник  отдела психолого-педагогического сопровождения Центра мониторинга образования  г. Новочебоксарска  Ольга ПАШКОВСКАЯ.Всё в наших руках,  или Как приучить малыша к школе, детсаду Мамам и папам

Начальник отдела психолого-педагогического сопровождения Центра мониторинга образования г. Новочебоксарска Ольга ПАШКОВСКАЯ.


0

Двухлетнего Сережу в детский сад отдали сразу и на целый день. “Пусть растет мужчиной, — решил папа. — Раз место в детском саду дали, нужно ходить”. Есть ли резон в таком суровом подходе? С этого вопроса мы начали круглый стол, посвященный вопросам адаптации к школе и детскому саду. 


В обсуждении приняли участие: 

  • воспитатель детсада при школе № 20 Ирина АЛЕКСЕЕВА,
  • воспитатель детсада № 34 Ольга ФЕДОРОВА, 
  • учитель начальных классов школы № 2 Оксана ИЛЬИНА, 
  • учитель гимназии № 6 Ольга БОГАТНАЕВА,
  • начальник отдела психолого-педагогического сопровождения Центра мониторинга образования г. Новочебоксарска Ольга ПАШКОВСКАЯ.


К детскому саду готов

Ольга Пашковская: Не зная всей ситуации, трудно говорить однозначно. Большое значение в каждом случае имеет личность самого ребенка. Есть дети, которые действительно способны легко и сразу влиться в коллектив, довериться взрослому, не знакомому ранее, найти себе друзей и интересное занятие, подстроиться под определенный порядок. Чаще всего это происходит, когда малышу интересно всё новое и родители этот интерес поддерживают, когда у ребенка есть опыт общения с людьми вне семьи.

Ольга Федорова: Легко ли ребенок будет привыкать, зависит от многих факторов. Среди них, конечно, семья малыша, наличие братьев и сестер. В этом году у меня старшая группа, и эти ребята три года назад прошли адаптацию сравнительно легко.

Журналист: А как понять, хорошо ли проходит адаптация?

Ирина Алексеева: Конечно, по малышу. Если он не ест, не играет, а только сидит у окошка и ждет маму, то тут никаких пояснений не нужно, все очевидно. Поэтому мы рекомендуем в самом начале, первые три дня, водить малыша в детский сад на два часа. За это время он порой не успевает осознать отсутствие матери рядом.

В некоторых случаях мама переживает больше самого ребенка, потому сидит в раздевалке, прислушиваясь к каждому звуку из группы, а то и дежурит под окнами, тревожась за свое чадо.

Ольга Богатнаева: Такие ситуации бывают и в первом классе школы, и даже во втором. В моей практике был случай. Открывая дверь класса, случайно ударила по лбу бабушку, которая подсматривала в замочную скважину. Так женщина переживала за внука. 

Журналист:  В каком возрасте можно отправлять ребенка в  детский сад?

Ольга Федорова: Признаки готовности таковы: ребенок сам ест ложкой, пьет из кружки, просится на горшок. Из своего более чем 20-летнего опыта работы в детском саду я поняла, что лучше отправлять малыша в детский сад после того, как ему исполнится два года. До этого времени он слишком беспомощен, а после двух лет овладение необходимыми навыками происходит быстрее, особенно в коллективе. 


Адаптация родителей

Журналист: Какие советы можно дать родителям, чтобы их ребенок быстрее привык к детскому саду?    

Ольга Федорова: В первую очередь посоветовала бы родителям поближе познакомиться с детским садом. С самим зданием, с воспитателями, с режимом дня и меню. Если папы и мамы будут хорошо представлять, что ждет их чадо в детском саду, то будут меньше тревожиться, а значит, это спокойствие передастся и младшему члену семьи. Если дома будут готовить те же блюда, что и в дошкольном учреждении, а они включены в рацион потому, что полезны растущему организму, то ребенок быстрее к ним привыкнет. Если дома будут придерживаться режима дня, например, укладывать малыша на дневной сон в определенные часы, то привыкание также наступит легче.

Ольга Пашковская: Ребенок увидит, что мама и папа принимают и одобряют условия и правила детского сада, и примет их легче.

Журналист: Как реагировать, если ребенок плачет и говорит, что в детский сад не пойдет?

Ольга Федорова: Важно правильно эмоционально настроить сына или дочь. “Мы с папой идем на работу, ты нас подождешь в детском саду. Будешь гулять, играть. Мы обязательно за тобой придем”. Некоторые родители добавляют: “Это твоя работа — быть ребенком в детском саду”. При этом очень важно никогда не обманывать, даже если малыш мал. 

Оксана Ильина: Это важно в любом возрасте, и в школьном особенно. На мой взгляд, утрата доверия к родителям — страшная вещь, которая может произойти с юным человеком. 

Ирина Алексеева: И еще. Никогда не превращайте поход в детский сад в наказание: “Ты плохо себя вел и завтра пойдешь в детский сад на весь день”. Это вызовет только еще большее отторжение. 


Школа — второй дом?

Журналист: С детским садом понятно, а какие сложности возникают с адаптацией первокласс­ников?

Оксана Ильина: На самом деле в адаптации нуждаются не только первоклассники, но и, к примеру, пятиклассники, у которых ощутимо меняется школьная жизнь. Да и в любом классе ребятам нужно некоторое  время, чтобы снова войти в привычный ритм: уроки — внеурочные занятия — выполнение домашнего задания — свободное время.

У первоклассников на это уходит от нескольких недель до полугода. Что поможет в более быстром привыкании? Конечно, школа будущего первоклассника. У нас она уже начала работу, первое занятие прошло в прошлую субботу. Дело даже не в умении писать или читать, а в умении сосредотачивать свое внимание на теме занятия, сидеть и работать в течение всего получаса (а потом и 40 минут) за партой. Без привычки, полученной в школе будущего первоклассника, сделать это современным детям очень сложно.   

— А психологическая адаптация?

Оксана Ильина: Первое дни мои первоклассники были все как один тихие и смирные, я даже подумала, что такой класс в этом году подобрался. Но нет, сейчас стали постепенно отходить. Но и сейчас многим нужна похвала, даже поглаживание по голове. Кого-то из девочек нужно принцессой назвать.

В адаптации первоклассников надеяться родителям только на педагогов не следует. Работать нам нужно вместе. В детском саду основным видом деятельности воспитанников была игра. В начальных классах тоже, но уже не всегда. Внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. А сам урок состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности.

Ольга Богатнаева: У первоклассника есть две архисложные задачи: научиться сидеть за партой и научиться сдерживать себя, свои слова и поступки. Лобные доли мозга в этом возрасте только еще созревают, и современному семилетке очень трудно дается и то, и другое.

Я бы обратила внимание на необходимость адаптации родителей. Им нужно еще свыкнуться с мыслью, что они теперь папа и мама школьника. Все то, что говорили про детский сад, актуально и для родителей первоклассников, включая соблюдение рациона питания. А еще я посоветую родителям найти в семье живой пример того, что учеба — это очень важно. Это может быть папа, кто-то из родственников, достигших определенных высот благодаря хорошему образованию. Расскажите о нем ребенку, пусть он по­служит примером.

Ольга Пашковская: Еще несколько слов об адаптации родителей. Это важная составляющая начала школьной жизни ребенка. Готовы взрослые стать родителями школьника? Чего они ожидают от ребенка, школы, педагога? Какие задачи они ставят перед собой за год до школы, в период, когда ребенок станет первоклассником? Думаю, помочь в этом могут дни открытых дверей в школе. Когда еще на этапе поступления в первый класс родители будут знать учителя, требования к ребенку, учебный материал…  Немаловажными вопросами для родителей являются моменты организационного характера: организация кабинета, учебного процесса, питания.


Практические советы

Журналист: Так как облегчить адаптацию первоклассника? Есть какие-то практические рецепты?

Оксана Ильина: Очень простой совет. Дайте ребенку кипу старых газет, журналов и ножницы. Пусть он попробует вырезать какие-то картинки в изданиях, по­нравившиеся фотографии. Навык мелкой моторики опосредованно развивает речь. Еще один вариант — собирать пазлы из мелких деталей.

Ольга Пашковская: Уберите на время все сотовые телефоны, достаньте карандаши, альбомы, книги, ножницы и вспомните детство. Посвятите общению с малышом хотя бы час такого времяпрепровождения. Польза будет десятикратная как для ребенка, так и для родителей.

Ольга Богатнаева: Все чаще в практике встречаются дети, эмоционально неразвитые. Такие дети не могут определить, что они проживают в данный момент, не умеют считывать и чувства других людей. А ведь этому учат родители еще в раннем возрасте: пожалеть птичку с раненой лапкой, спасти дождевого червяка, выползшего после дождя на дорогу. Обучение сопереживанию очень важно для будущей жизни взрослого человека.

Ольга Федорова: В детском саду мы используем игры, которые направлены на развитие эмпатии, но дети — это, как правило, повторение своих взрослых родителей. Мы можем скорректировать какие-то моменты, но все основы закладываются в семье.

Ольга Пашковская: И всегда нужно помнить, что если папа и мама не справляются с чем-то самостоятельно, всегда можно обратиться к специалистам. Практический в каждой школе города есть психолог, в нашем Центре есть специалисты по психолого-педагогическому сопровождению. Приходите, вам помогут.

Оксана Ильина: Есть старая притча про мудреца, которому человек принес в руках бабочку и спросил, живая она или мертвая. Сам при этом подумал, что если тот ответит “живая”, то человек придавит бабочку, а если “мертвая”, то выпустит ее и посрамит мудреца.  “Всё в твоих руках”, — ответил тот и улыбнулся. Ребенок, которого мы воспитываем, тоже находится в наших руках, и от нас зависит, что и кто из наших рук выйдет в жизнь.


Фото Екатерины ШВАРГИНОЙ





  • Егор уже три недели ходит в детский сад № 12 “Золотой ключик” и постепенно начинает привыкать. В этом помогает воспитатель Елена Морозова (на заднем плане). Фото Екатерины Шваргиной
  • Воспитатель детсада  при школе № 20  Ирина АЛЕКСЕЕВА
  • Воспитатель  детсада № 34  Ольга ФЕДОРОВА
  • Учитель начальных классов школы № 2 Оксана ИЛЬИНА
  • Учитель гимназии № 6  Ольга БОГАТНАЕВА
  • Начальник  отдела психолого-педагогического сопровождения Центра мониторинга образования  г. Новочебоксарска  Ольга ПАШКОВСКАЯ.