Везет автобус пассажиров
Прихожу как-то за внучкой в садик и слышу от одной родительницы: “Не вздумай этот мусор домой тащить! Выбрось!” То есть рисунок, в который дитя душу вложило, — мусор. Вот так чуть не с младенчества учат с пренебрежением относиться к труду: своему, ну и других заодно. Считают: то, что не приносит какой-то материальной выгоды, — пустяк, не достойный внимания.
Недавно разговаривала с очень современной бабушкой. Ее зовут Валентина Андреевна Чумакова, совершенно очаровательный педагог, в семидесятые годы прошлого столетия учившая меня в институте английскому. У этой рафинированной женщины брат с семьей, дочка, внучка и еще кто-то в Соединенных Штатах Америки. Она рассказывает, что дети там всегда при деле и чему только не обучаются в разных кружках! Если бы я перечислила, какими видами ручного труда они занимаются, наверное, многие из наших сказали бы: “А зачем?”
Что ж, если так хочется достичь четко поставленных задач и цели, обозначу конечные результаты проделанной мной работы, которую опишу ниже. Первое — учит творить. Второе — развивает речь. Третье — дает навыки “общения” с бумагой. Четвертое — воспитывает усидчивость, умение доводить дело до конца. Перечислю еще: совместная работа с бабушкой сплачивает, учит беречь чужой труд и получать радость не только от
съеденных десяти пакетиков чипсов; изготовленное собственными руками не требует материальных затрат; способствует модному нынче экологическому воспитанию.
А теперь ближе к делу. Взяли с внучкой картон, сложили вдвое. Нарисовала она с моей помощью контур автобуса так, чтобы его крыша располагалась на сгибе. Вырезали окна. Вставили внутрь еще картонку, обрезали по контуру, оставив сбоку наподобие ручки, чтобы удобнее было вкладыш вынимать и вставлять. Дальше — полный простор для фантазии. Можно автобус раскрасить, мы не стали: наш картон и так с полосками.
А вот теперь самое интересное. “Сажаем” в окна “пассажиров”, то есть рисуем (наклеиваем) изображения людей или животных. Теперь их можно называть, задавать им вопросы, отвечать, описывать внешний вид, придумывать биографии. Кстати, окна мы вырезали с обеих сторон, а вкладышей несколько.
Как в нашем случае происходит игра? Я (по-английски): “Какой красивый автобус! Кто на нем едет?”. Внучка: “Это я, девочка Катя. Я еду к бабушке”. — “А как зовут твою бабушку?”. И дальше в том же духе.
Беседовать можно на какую угодно тему и, разумеется, на любом языке. Удобно брать нашу самоделку на прогулку, пляж, в очередь к врачу или в дорогу. Мысль создать ее пришла в голову совершенно спонтанно, подобных игрушек я нигде не видела. Буду рада, если кому-то наша идея пригодится.
Комментарии