Вспомнить всё. И написать
Идет практическое занятие. Упражнения, укрепляющие память, просты, их можно повторить и дома. Фото Татьяны ЛАВРЕНТЬЕВОЙ
Наверное, в практике любого пишущего журналиста был случай, когда необходимо сдавать материал, а носитель, на котором планировалось записать информацию, недоступен. Батарейки в диктофоне сели, блокнот с ручкой куда-то запропастились. Что делать? Не паниковать, а помнить, что диктофон и блокнот — это лишь вспомогательные средства, главный же инструмент любого журналиста — его собственная голова.
Соответственно, и значение памяти трудно переоценить. Именно о памяти шла речь на очередном занятии Школы юного журналиста, состоявшемся 25 января.
Для начала юнкоры получили несколько важных уроков, взятых не из учебников, а выработанных за 20 с лишним лет работы в городской газете.
Один из них — что запоминать. Так, первостепенное значение имеют имя и фамилия, а иногда и отчество вашего собеседника и тех людей, о которых вы рассказываете. Можно написать сколь угодно замечательный и интересный очерк о человеке или сделать интервью с ним, но если вы ошибетесь даже в одной букве в его фамилии, то смажете всё впечатление о материале и поставите свой профессионализм под сомнение.
Уточняя фамилию и имя вашего героя, не полагайтесь на свой замечательный слух, обязательно переспрашивайте. Это тот единственный случай, когда не стоит уповать и на память, постарайтесь зафиксировать данные хоть на обрывке газетного листа. Иначе потом будет трудно вспомнить: Федосов или Федосеев? Артем или Артемий? Услышанное один раз может трансформироваться в памяти во что-то другое.
Также особое внимание требуется уделить фактам, датам, называемым цифрам.
Второй вопрос — как запоминать. В этом помогут различные приемы, например подбор аналогии. Она сыграет роль своего рода “крючка”, который потом поможет вытащить факт из глубин вашей памяти. Не следует пренебрегать и вспомогательными средствами: диктофоном и блокнотом.
Наконец, еще один важный момент: память необходимо тренировать. Разработано множество разных упражнений, некоторые из них ребята опробовали на занятии. Например, такое. На стол выбрасывается энное количество обыкновенных спичек. Человеку предлагается взглянуть на них в течение пары секунд. Затем комбинацию закрывают листом бумаги и предлагают испытуемому нарисовать, как расположены спички. Начинать можно с трех-четырех спичек, постепенно добавляя новые и усложняя задачу.
Записать по памяти единожды прозвучавший список из 10 слов — еще одно задание, оно тренирует память слуховую. Можно обыграть его по-другому: написанные на листе слова (от 10 до 20) изучаются в течение полутора минут, потом воспроизводятся вслух. Это тренировка зрительной памяти.
Вот что по итогам занятия написал чебоксарский школьник Захар САМАРИН, один из постоянных участников Школы юного журналиста: “Я никогда не жаловался на свою память, но после занятия понял, что работать в этом направлении есть над чем.
Особенно полезной мне показалась практическая часть, во время которой мы тренировали ассоциативную, слуховую и зрительную память. Мне понравился способ запоминания не связанных между собой слов. Думаю, он пригодится мне в жизни”.
А очередное занятие состоится, как обычно, в среду 8 февраля в детско-юношеской библиотеке по ул. Советской, 24. Начало в 16.00. Его мы посвятим приближающимся Дню всех влюбленных, Международному дню книгодарения и проведем опрос горожан на эти темы.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати