Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Выпестовать профессионалов

DShI_modiernizatsiia.jpgВыпестовать профессионалов модернизация Дополнительное образование

DShI_modiernizatsiia.jpg

Алла Николаева, директор ДМШВыпестовать профессионалов модернизация Дополнительное образование

Алла Николаева, директор ДМШ

Вера Ногина, заместитель директора ДХШВыпестовать профессионалов модернизация Дополнительное образование

Вера Ногина, заместитель директора ДХШ


0

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей. В Новочебоксарске таковых три — школа искусств, музыкальная и художественная. Ключевое слово в их наименовании — дополнительного. Оно определяет объемы финансирования, уровень подготовки их воспитанников (заметим, весьма высокий) и размер зарплаты педагогов.

О том, что денег в муниципалитете в обрез, известно хорошо. Для названных школ дефицит средств в город­ской казне оборачивается протекающими крышами (к счастью, для Новочебоксарска это в прошлом), изношенными музыкальными инструментами, низкой, даже по сравнению с коллегами-педагогами из школ общеобразовательных, зарплатой.
Такое положение сложилось после принятия в 1992 году Закона Российской Федерации “Об образовании”, в который не вошла уникальная система учреждений художественного образования. Понадобилось 20 лет, чтобы в закон были внесены изменения, позволяющие поднять их статус, и разработка требований к содержательной части образовательных программ в области культуры и искусств была отнесена к компетенции Минкультуры России. Так что в ближайшем будущем следует ожидать модернизации школ дополнительного образования детей.
Большой энциклопедический словарь под модернизацией подразумевает изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, вкусам. Модернизация системы художественного образования для детей, по мнению директора Новочебоксарской детской школы искусств Ольги Петровой, должна распространяться на содержание образовательной деятельности, кадровую политику, состояние материально-технической базы и поддержку одаренных детей.
Образовательная деятельность
“Детские школы: музыкальные, художе­ственные, искусств — фундамент и необходимая база всего будущего профессионального образования в стране, основа профессиональной и любительской культуры, — говорит руководитель. — В них выявляются творческие способности, склонности, интересы детей”.
Но меняется мир, а следовательно, и мышление молодежи. За по­следние 20 лет в образовательную деятельность внедрены многие коммуникационные и информационные сред­ства, музыкальные инструменты (например, электрогитары, синтезаторы). Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что детей необходимо заинтересовывать нововведениями. Но при всем этом классическая школа образования должна оставаться основной, и, совершен­ствуя систему, следует сохранять накопленные традиции, включая для доступности, наглядности элементы инновационных информационных технологий.
Кадровая политика
“Проблема обновления кадров для школ художественного образования очень актуальна, — уверена О.Петрова. — Повсеместно требуются педагоги с современным мышлением, по­этому опытных, с большим стажем преподавателей необходимо переучивать. Преподаватели ДШИ каждые пять лет проходят курсы повышения квалификации как в Чебоксарах, так и за их пределами, берут мастер-классы. Кроме того, необходимо уравнять в правах преподавателей школ художественного образования и педагогов общеобразовательных школ.
А у молодежи должны быть стимул и мотивация работать в ДШИ, ДМШ, ДХШ. Сегодня, к сожалению, у большин­ства их нет: зарплата мизерная. Мы, чтобы привлечь молодых к себе, прослеживаем их путь после окончания ДШИ, создали базу данных на своих выпускников, приглашаем их на встречи — творческие отчеты с учащимися.
Стимулом для молодежи могут стать разного рода стипендии — Президента, Главы республики, Министерства культуры”.
Материально-техническая база
Практически во всех школах дополнительного образования России стопроцентно изношены музыкальные инструменты. Собственными и муниципальными денежными вливаниями, считает директор ДШИ, проблемы не решить. В учреждениях дополнительного образования нет, как в средних школах, подушевого финансирования, бюджет зависит от того, сколько средств может выделить на их нужды городской бюджет. Необходима целевая поддерж­ка государства в рамках модернизации образования.
Одаренные дети
Несмотря на то, что ДШИ — учреждение дополнительного образования, педагоги особое внимание уделяют талантливым детям, зная, что из них можно выпестовать будущих профессионалов. Одаренных воспитанников стараются поддер­жать стипендиями и другими видами поощрения, участием в конкурсах различного уровня — от городского до международного.
“Сейчас ребенок приходит к нам, чтобы окунуться в мир искусства, ведь с 1992 года в рамках закона мы принимаем всех желающих получить общее эстетиче­ское образование, — рассказывает О.Петрова. — А до того времени дети приходили в специальную музыкальную или художе­ственную школу, чтобы приобрести навыки будущих профессионалов.
Нам удалось сохранить трехступенчатое звено российского образования: школа — училище — вуз. Теперь основной задачей становится предпрофессиональная подготовка детей. О ней мы не забывали все эти годы, но теперь имеем законные права давать не только дополнительное, но и предпрофессиональное образование. На утверждении Министерства культуры РФ сейчас находится типовое положение о школах дополнительного образования. Им вводится итоговая аттестация обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусства”.

***

ЗАРПЛАТА УЖЕ ВЫРОСЛА

В своей программной статье “Строительство справедливости. Социальная политика для России” премьер-министр В.Путин затронул проблемы системы дополнительного образования в стране. Вот что думают по этому поводу руководители новочебоксарских школ — музыкальной и художественной.

Алла Николаева, директор ДМШ:
— Нам пришлось по душе предложение премьера довести оплату педагогов дополнительного образования до уровня зар­платы учителей общеобразовательных школ. Изменения мы уже начали ощущать — с июня прошлого года по январь 2012-го заработная плата педагогов выросла почти на 30 процентов благодаря поддержке Главы республики.
Надеемся на то, что впредь преподавателям будут одинаково оплачивать занятия как с младшими, так и со старшими воспитанниками, что учтут выслугу лет, ведь люди, работающие в нашей отрасли, тоже должны через 25 лет иметь право выхода на досрочную пенсию. Этот стимул очень важен для той молодежи, которая к нам приходит сегодня.
Владимир Путин говорит о том, чтобы к 2018 году увеличить долю школьников, вовлеченных в дополнительные программы. Мы, надо сказать, выполняем очень много внеклассной работы и уже сегодня охватываем все детское население города, так как у нас есть структурные подразделения на базе общеобразовательных школ. Свою задачу видим в том, чтобы дети не бегали по улицам после окончания занятий в школе, а занимались делом. Для этого мы создаем все условия.

Вера Ногина, заместитель директора ДХШ:
— У нас нет нехватки учеников. Проблема в другом — мы испытываем недостаток помещений и зарплата педагогов у нас ниже, чем у учителей общеобразовательных школ, хотя классное руковод­ство есть практически у каждого преподавателя. Но интересы детей для нас превыше всего. Зарплату повысили. Это хорошо.

  • DShI_modiernizatsiia.jpg
  • Алла Николаева, директор ДМШ
  • Вера Ногина, заместитель директора ДХШ