Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Юрий Назаров: Воспитывайте из детей не потребителей, а созидателей

Фото Никиты КРЫЛОВАЮрий Назаров: Воспитывайте из детей не потребителей,  а созидателей Волжские встречи-30

Фото Никиты КРЫЛОВА


“Ничто так не старит человека, как возраст”. С этой афористичной фразы народного артиста РФ Юрия Назарова началось наше интервью с ним на площадке фестиваля юношеских СМИ “Волжские встречи” в оздоровительном центре “Росинка” в Заволжье, куда московский гость приехал за пару дней до своего 82-летия.

День рождения
— Юрий Владимирович, свой день рождения (5 мая) вы проведете здесь, на “Волжских встречах”?
— Да, в моей семье не принято устраивать застолье в такой день. Я считаю, что лучше в свой день рождения заниматься каким-то интересным и важным делом. Как общение с юными журналистами и будущими кинематографистами на “Волжских встречах”, например.
В современном обществе много говорят о воспитании “квалифицированных потребителей”. На мой взгляд, в таком подходе человеческие потребности низводятся до животных инстинктов. Нужно воспитывать в молодом поколении не потребителей, а созидателей. Таких, какими были мы сами. Способных спасти мир от фашизма, первыми полететь в космос…
— А какой из дней рождений запомнился вам больше всего?
— Самый яркий день рождения был 5 мая 1950 года. Я учился, по-моему, в шестом классе, в школе у нас работал “Клуб юных путешественников”. Мама в тот день работала, и мы с ребятами на велосипедах поехали на строящуюся на Оби ГЭС. Вот это событие запомнилось на всю жизнь.        

Вжиться в роль
— Помните свою первую роль?
— Это было в 1954 году. Я сыграл в массовке. Потом обзвонил всех родственников по всему Советскому Союзу с известием: “Меня сняли в кино”. Сам посмотрел картину раз 15, но себя так и не увидел.
— Вы столько разных героев и антигероев сыграли, как вживаетесь в роль?
— Как правило, всё это настолько родное, что и вживаться не приходится. А если сам не веришь в персонажа, что он именно такой, то зачем браться за роль?
— И неудач не случалось?
— Одну помню. Николай Губенко по сценарию Василия Шукшина снимал фильм “Пришел солдат с фронта”. Казалось бы, я столько солдат сыграл, что ничего особенно сложного в этой роли не было. Однако режиссер глянул на меня на площадке и однозначно сказал: “Нет”. В итоге главные роли сыграли сам Губенко и Михаил Глузский.
— А есть у вас любимая роль среди всех сыгранных?
— Сложно сказать. Многие артисты признаются, что им скучно играть положительных героев. Мол, они все однотипные. Мне играть не скучно, по­скольку я верю, что такие люди действительно существовали. Они жили, свято верили в светлое будущее, а главное, поступали в соответствии со своими убеждениями. Кто не верил, от них ничего не осталось, а о таких людях осталась память.     
— Вы сыграли в двух фильмах Андрея Тарковского — “Андрей Рублев” и “Зеркало”. Чем запомнились съемки?
— Тарковский, конечно, гений. Живой, интересующийся, русский… Он также дитя войны. Все, что снимал, его на самом деле интересовало и волновало. Все свои истории он брал из жизни. Взять, к примеру, эпизод в “Зеркале”, где пацаны из шалости бросают гранату, и военный инструктор закрывает ее собой, чтобы дети не пострадали. Эту историю Тарковскому рассказал кто-то из его окружения, только на самом деле граната была боевая, а не учебная, как в фильме, и военрук на ней подорвался, спасая несмышленышей.
Глупости от Андрея Тарковского я не слыхал никогда. Ни во время съемок, ни во время отдыха или даже застолья. От других режиссеров случалось, а от Андрея Арсеньевича — ни разу.   

Душа поет
— А правда, что вы иногда поете? Какие песни?
— Душа поет. Иногда даже со словами. Нет, музыкальную школу я все же окончил по классу “фортепиано”, хотя и был в детстве страшный лентяй. Мама заставляла. А вообще, я один из тех, кого называют “дети войны”. Я сибиряк. Все песни, что слышал в детстве, звучали по радио. Они все одна лучше другой.
Музыка — это великая сила. В первой картине, где сыграл главную роль (“Последние залпы” по Юрию Бондареву, фильм вышел в 1960 году. — Прим. авт.), слова к песне “Версты” написал Булат Окуджава. Исполняла ее Майя Кристалинская. Ее голос в фильме бойцы слушали по радио. Когда я впервые услышал эту песню, мне захотелось лечь, свернуться калачиком, закрыть глаза и долго-долго находиться в таком состоянии, так музыка мне растревожила душу.
— Вы считаете, песни военных лет можно перепевать?
— Если поступать по душе и по уму, то можно всё всем и всегда. Мы — наследники великой истории, ее надо знать, любить и уважать.

О кино и не только
— Ваша книга называется “Только не о кино”. Что найдет в ней читатель?
— Когда придумывали название, я сказал, что под обложкой текст не только о кино. Мой редактор добавила: только не о кино. Эта фраза и стала ключевой. В книге есть мои воспоминания, размышления о жизни, дневниковые записи, архивные фотографии.
Из книги
“Весна 1991-го… Бурлит, пузырится и разливается “новое мышление”. Коммунизм вроде еще у руля, но приумолк, растерялся, сказать нечего… До августа, до “триумфа демократии” и позора всей страны еще далеко. Все как-то быстро и бойко перестраиваются, а я — все никак… Не могу начать мыслить по-новому, все как-то по старинке… А тут уже VI съезд кинематографистов подоспел… А я на нем — делегатом...
...Съезд наш зарылся куда-то в дебри процедурных проблем, а какие тут процедуры, когда вообще неизвестно, ЧТО строить и ЗАЧЕМ. Отрицание — оно все-таки проще и скорее объединяет людей (V съезд кинематографистов, к примеру): всем что-то мешало жить и развиваться. Ну, собрались вместе да и убрали, снесли, своротили с дороги эту всеобщую преграду. А вот строить — тут каждому хочется свое: тому с рюшечками, этому с завитушечками, третьему еще что-то... Поди тут договорись.
Не знаю, как там у нас в сфере материального производства с рыночными отношениями, но в кино, по-моему, давно и прочно воцарился рынок. Причем самый черный.
А мне почему-то, возможно, по причине моего (сталинского еще, пионерского и комсомольского) воспитания все так же упорно, как тогда в детстве и отрочестве, кажется, что главная задача искусства — просветительская. Не потребительская. Потребительское — вот это для рынка...”

 
Крепкое словцо
— Во время съемок “Маленькой Веры” вы позволили себе в кадре несколько крепких словечек. Как вы относитесь к русскому мату?
— А как к нему относились русские классики? Пушкин, например? Как к исключительному средству выражения эмоционального состояния. Нужно только знать, где и когда крепкое словцо уместно. В сценарии, в сцене общения папы Веры с ее женихом, ничего такого прописано не было. Я просто сказал режиссеру Василию Пичулу, что в реальной ситуации папа выразился бы не так. Режиссер попросил: “Говори как в жизни”. “Так ведь не пропустят потом на экран”, — сказал я. “Говори, это мои проблемы”, — сказал Пичул. Я и высказал. Потом заметил: “Я могу еще...” “Нет, лишнего не надо”, — остановил режиссер.
— А как вы сами относитесь к картине “Маленькая Вера”?
— Это мой злосчастный триумф. Это редкий случай, что, когда меня хвалят за роль в этом фильме, я соглашаюсь: действительно, сыграно убедительно. Когда ругают на чем свет стоит, я и с этим согласен абсолютно. Ужаса в “Маленькой Вере” не меньше, чем в “Андрее Рублеве” у Тарковского. Единственное, света в конце тоннеля не видно. Помню, на одной из встреч со зрителями, когда обсуждали этот фильм, встала одна женщина и говорит: “Жить-то как?” К сожалению, “Маленькая Вера” ответа на этот вопрос не дает, в отличие от того же “Андрея Рублева”.

Светлое будущее
— Юрий Владимирович, а есть еще какие-то роли, которые хотели бы сыграть? Цели, которые ставите перед собой?
— В самый разгар съемок фильма “Земля Санникова” приехали на съемочную площадку телевизионщики и давай выпытывать все нюансы происходящего перед камерой. Я тогда сказал: “Русские женщины, когда они на сносях, не любят говорить о будущем ребенке”. А Георгий Вицин тогда пошутил: “Назаров боится, что у него выкидыш будет”. Это по поводу будущих съемок. Получится снять что-то толковое, то вы об этом узнаете. Нет — извините.
А что касается целей... Федор Иванович Тютчев 150 лет назад написал: “Ложь, злая ложь растлила все умы, и целый мир стал воплощенной ложью”. Посмотрите, как по-современному звучат эти строки. Противостоять этой лжи необходимо всеми силами. Не дать в угоду кому-то переписать нашу историю, лишить нас памяти. Давайте будем людьми, а не потребителями. Об этом прошу, за это борюсь всеми силами.
 

Наша справка

Советский и российский актер театра и кино Юрий Назаров родился в Новосибирске в 1937 году. Окончил театральное училище им. Б.Щукина. За свою жизнь снялся более чем в 200 фильмах и сериалах.  Автор книги “Только не о кино”. Отец пятерых детей. Живет в Москве.

 

  • Фото Никиты КРЫЛОВА