Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

За нарушения и лицензию отобрать могут

Подскажите, можно ли пожаловаться в Банк России на коммерческий банк, если он нарушает права своих клиентов, например, при открытии вклада? Если да, то куда обращаться и сколько ждать ответа?
Сергей СМИРНОВ

В Банк России можно пожаловаться, если человек считает, что финансовая организация нарушила его права. Например, когда вместо вклада навязали другой финансовый продукт (это называется мисселинг) или отказали в возврате денег за дополнительные услуги по кредиту в “период охлаждения”.
В таком случае можно направить в Банк России официальную жалобу. Регулятор рассматривает обращения на все компании, которые легально работают на финансовом рынке страны. Это банки, страховые компании, микрофинансовые организации, ломбарды, брокеры, биржи, негосударственные пенсионные фонды и другие.
В то же время, перед тем как обратиться в Банк России с жалобой на финансовую организацию, можно попробовать решить проблему с ней напрямую. Претензию можно направить по электронному или почтовому адресу, указанным на сайте компании, или посетив офис лично. Иногда жалобы в саму организацию оказывается достаточно, чтобы решить проблему, к примеру, когда дело в случайной ошибке.
Обращение в Банк России можно направить через интернет-приемную, по почте или принести лично. Адреса и телефоны размещены на сайте регулятора cbr.ru. Стандартный срок рассмотрения обращения — 30 дней со дня его регистрации. Этот срок может увеличиться до 60 дней, если возникнет необходимость запросить какие-то документы у финансовой организации. По некоторым типовым вопросам ответы приходят быстрее.
Ответ поступит в любом случае. Если подтвердится, что финансовая организация нарушила права клиента, Банк России может направить ей предписание, наложить штраф или применить другие меры. А в случае серьезных и частых нарушений — отозвать у компании лицензию.
Кроме того, обращение можно направить и в другие ведомства, которые также защищают права клиентов финансовых организаций. Это Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзор), Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Федеральная служба судебных приставов (ФССП) и другие. Можно отправить официальные обращения одновременно в несколько ведомств.
При этом, когда в Банк России поступает жалоба по вопросам, решение которых не относится к его компетенции, то она перенаправляется на рассмотрение в другой государственный орган в течение семи дней с даты регистрации.  
Иногда человек не понимает, куда обратиться для решения проблемы с финансовой организацией. Тогда он может проконсультироваться со специалистами Банка России. Это можно сделать в чате приложения “ЦБ Онлайн” или по телефону горячей линии регулятора 8-800-300-30-00. Эксперты подскажут, как лучше поступить в таком случае.
Более подробную информацию на финансовые темы можно найти на образовательном портале “Финансовая культура”, созданном Банком России, пояснили в Отделении — НБ по Чувашской Республике Волго-Вятского ГУ Банка России.