За региональным кино будущее
Впервые на Чебоксарском международном кинофестивале принял участие режиссер из Туркменистана. За фильм “Дерево судьбы” Сахысалых Байрамов получил специальный приз жюри.
Александр ПРОШКИН, художественный руководитель кинофестиваля, кинорежиссер, сценарист, народный артист России
XVII Чебоксарский международный кинофестиваль завершился
Кино — это путешествие в разные миры, культуры, традиции, религии. Оно позволяет понять иной менталитет и прикоснуться к сакральным таинствам других народов. В XVII Чебоксарском международном кинофестивале участие приняли кинематографисты из 15 стран. В конкурсной программе они представили 35 фильмов. Ну, а жители Чувашии получили возможность с ними ознакомиться на бесплатных показах.
Вдохновлены судьбами
Из тех кинокартин, на которые я попала за время кинофестиваля, наибольшее впечатление на меня произвел полнометражный фильм “Дерево судьбы” туркменского режиссера Сахысалых Байрамова.
Далекий от европейских полей сражений, Туркменистан вынес все тяготы Второй мировой и внес достойный вклад в борьбу с нацизмом. В первые же дни войны начался поток заявлений от добровольцев с просьбой зачислить их в ряды действующей армии. Вот и по сюжету фильма на фронт ушел Якубджан, оставив дома беременную жену Нязик. Он обещал вернуться и наказал любимой ухаживать за деревом урюк.
Это фильм о вере и преданности. Вскоре после начала войны дерево высохло, но любящая жена продолжала его поливать в надежде, что однажды оно снова зацветет и принесет плоды. И спустя 50 лет со дня окончания войны она ждала своего мужа. Даже после того, как сын Умытджан нашел его могилу в Республике Беларусь. Долго вглядываясь в родное имя на плите, Нязик сказала: “Чувствует сердце, что твоего отца здесь нет”. Каково же было удивление соседей, сына и внучки (а также зрителей в кинозале), когда по возвращении домой они увидели зацветший урюк. А спустя некоторое время вернулся домой и ее муж. И это спустя 50 лет!
Что самое невероятное, фильм был основан на реальных событиях. Как поведал режиссер, Якубджан был контужен на полях сражений в Беларуси. Медсестры перепутали его документы с документами сослуживца. И практически 50 лет он жил в Республике Беларусь под фамилией Гончаров, не помня своих корней и своего имени. Память вернулась неожиданно, когда его ударило током во время ремонта радиоприемника. Тогда он и возвратился на родину.
Удивительная история и невероятная судьба! Кроме того, фильм поразил меня глубоким погружением в культуру туркменского народа. Здесь и прекрасный колорит национальных костюмов, и игра на музыкальном инструменте дутар, и процесс валяния кошмы.
“Дерево судьбы” получило специальный приз жюри.
Не только события давно минувших дней, но и настоящие реалии вдохновляют кинорежиссеров и сценаристов. Режиссер из Армении Асмик Мовсисян в своем фильме “250 км” рассказывает о событиях в Нагорном Карабахе в 2020 году. В центре сюжета 14-летний мальчик Ваге Саргсян, который, оказавшись в эпицентре обстрелов, берет ответственность за семью, соседей и незнакомых женщин с детьми и перевозит их всех в безопасное место, за 250 км от эпицентра военных действий.
Этот фильм также основан на реальных событиях. Он о том, как внезапно война врывается в жизнь мирного населения. Главную роль сыграл юный герой — участник описываемой истории. “250 км” одержали победу в номинации “Лучший актерский ансамбль”.
- Александр ПРОШКИН, художественный руководитель кинофестиваля, кинорежиссер, сценарист, народный артист России:
— У Чебоксарского международного кинофестиваля есть свое неповторимое лицо, которое из года в год становится всё ярче и выразительнее, — это конкурс регионального и этнического кино, который относится с колоссальным уважением к каждой национальной культуре. Русское кино всегда было наполнено эмпатией, уважением к простому человеку и бесконечной добротой. Это мы видим и в работах конкурсантов. Хочу пожелать успеха и процветания Чебоксарскому международному кинофестивалю.
Фильм, который любят
Легенды и присказки о могущественных нойдах встречаются во многих европейских странах. Увековечил их и Уильям Шекспир в “Комедии ошибок”. Споры о том, исчезли или нет саамские шаманы, ведутся исследователями по сей день. Сестры из Санкт-Петербурга Мария и Анна Стрельцовы, побывав в Мурманской области и ознакомившись с укладом жизни этого народа, их ритуалами и языком, сняли художественный фильм “Нойды: Северные ведьмы”. Получилось невероятное погружение в культуру саамских шаманок, уединенно живущих в лесу и придерживающихся своего традиционного уклада.
Фильм получил диплом за “Лучшую работу звукорежиссера”. “Во время съемок у нас пропал звук, и всё, что вы слышите в фильме, было сделано с нуля. Поэтому нам особенно приятно, что члены жюри высоко оценили звук в нашей картине”, — поделилась исполнительный продюсер Диана ЗАРГАРОВА.
А вот приз зрительских симпатий получил фильм “Дом” режиссера из Уфы Фарзаны. Это достаточно легкая и душевная история об одиноком старике, единственном жителе деревни, который не может покинуть отчий дом. Зрители с умилением наблюдали за тем, как главный герой (мы даже не знаем его имени, так как к нему никто не обращается) ремонтирует заборы соседей, ухаживает за больным коршуном.
Кульминационным моментом становится попытка сына увезти отца в город. Внутренние переживания старика отражаются в его действиях и эмоциях. Он с замиранием сердца смотрит, как сын заколачивает окна и двери дома. Потом просит остановить машину и поднимается на холм пешком. А там на каждом шагу вспоминает события из жизни, связанные с родным краем. Когда сын в нетерпении подходит к отцу, тот говорит: “А помнишь, как мы посадили с тобой дерево? Ты соревновался с ним, кто быстрее вырастет. А когда проиграл, расстроился и побежал за пилой. Ты хотел его погубить, а я тебя остановил. Сегодня эта пила за мной пришла”. Тут сын и понял, что его отец душой и телом прирос к родной земле. Он вернулся в город, а старик продолжил свою уединенную жизнь дома.
“Я недавно задумался, почему же часто мнение зрителей не совпадает с мнением жюри. И пришел к удивительному выводу, что зритель голосует за фильм, который он любит, а жюри голосует за то кино, которое оно хотело бы видеть на экранах”, — справедливо заметил председатель жюри конкурса игровых фильмов Эдгар БАГДАСАРЯН на церемонии награждения.
Чувашия расширяет границы
Если бюджет фильма “Дом” составил 1,4 млн рублей, режиссер получил грант в размере 800 тысяч и привлек частных инвесторов, задействовал киностудию Башкортостана, профессионального оператора, актеров, в том числе коршуна Терминатора, то режиссеры из Чувашии Николай Семенов и Зоя Илларионова сняли фильм “Березовый сок” без финансирования, усилиями бывших студентов Чувашского государственного института культуры и искусств. В главных ролях выступили дочери Зои — Ольга и Ульяна Илларионовы и их друзья из деревни Именево.
“События происходили в 1981 году. Когда мы с друзьями пошли за березовым соком в лес через Волгу, чуть не утонули. В тот год началось половодье. Я так же, как и главная героиня в фильме, намочила носки, а когда сушила, спалила их. Меня, конечно, дома поругали, — рассказала Зоя ИЛЛАРИОНОВА. — Мы посвящаем фильм “Березовый сок” памяти наставника Владимира Карсакова, который объединил нас в такой замечательный творческий союз. Призываем земляков принять активное участие в Чебоксарском международном кинофестивале в будущем году”.
“В XVII Чебоксарском международном кинофестивале приняли участие кинематографисты из 15 стран: России, Италии, Великобритании, Германии, Греции, Австрии, Индии, Ирана, Кыргызстана, Бангладеш, Абхазии, Туркменистана, Армении, Таджикистана и Республики Беларусь. Здорово, что у нас сложилась традиция встречаться в Чувашии и смотреть фильмы, которые заставляют задуматься о важном, наполниться новыми идеями, вдохновением.
Мы верим, что Чебоксарский кинофестиваль будет жить и развиваться, а неиссякаемый интерес, который проявляют деятели искусства к кинофестивалю, будет только крепнуть”, — подчеркнула на церемонии закрытия кинофестиваля министр культуры Чувашии Светлана КАЛИКОВА.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати