Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Земля есть. А где владелец?

Земля есть. А где владелец? Личные финансы

Земля есть. А где владелец?

Руководитель Управления Рос­реестра по Чувашии Екатерина КАРПЕЕВА.Земля есть. А где владелец? Личные финансы

Руководитель Управления Рос­реестра по Чувашии Екатерина КАРПЕЕВА.

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Чувашии Татьяна ВАСИЛЬЕВАЗемля есть. А где владелец? Личные финансы

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Чувашии Татьяна ВАСИЛЬЕВА


Рано или поздно наступает момент, когда собственникам объектов недвижимости приходится обращаться в Рос­реестр, чтобы оформить свои права. К примеру, вы решили взять кредит, предоставив в залог недвижимость. Но если данных об объекте и правах нет в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), то кредит не выдадут. Хочешь не хочешь, а придется регистрировать право.

Кроме того, если вы надумали продать, подарить или совершить иную сделку с вашим имуществом, то снова возникнет пауза, поскольку прежде надо будет зарегистрировать право в Росреестре.
Если данные о недвижимости отражены в ЕГРН, то у наследников не возникает трудностей со вступлением в наследство.
По данным Управления Росреестра по Чувашии, в ЕГРН насчитывается порядка 70 тысяч объектов капитального строительства и 35 тысяч земельных участков, в отношении которых отсутствуют сведения о правообладателях. Всего по России около 25 млн подобных объектов. Чтобы восполнить данный пробел, был принят Федеральный закон № 518-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, который вступил в силу 29 июня. Закон установил порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

Без отлагательств
Мы решили узнать подробности о новом законе у руководителя Управления Рос­реестра по Чувашии Екатерины КАРПЕЕВОЙ.
— Закон был принят еще в прошлом году. Почему было отложено вступление его в силу?
— Действительно, депутаты приняли закон полгода назад. Между тем шестимесячная отсрочка была дана не случайно. Органам государственной власти и местного самоуправления, на чьи плечи легло исполнение данного закона, было дано время на подготовительные мероприятия. Им предстояло проанализировать сведения в своих архивах, при необходимости запросить информацию в налоговой, Пенсионном фонде, БТИ, загсах, органах внутренних дел, у нотариусов и т.д. За обозначенный период все органы и ведомства, задей­ствованные в процессе, должны были выработать механизм взаимодействия, определить ответственных лиц, чтобы без проволочек приступить к исполнению закона, который находится на контроле у Правительства России.
Чтобы облегчить задачу муниципальным служащим, наше Управление подготовило перечень ранее учтенных объектов, по которым в ЕГРН отсутствуют записи о зарегистрированных правах, разбив их по районам и заранее направив в местные администрации для работы.
— Неужели выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости настолько важно, что находится под пристальным вниманием Правительства?
— Для Правительства нет мелочей. Суть закона — наполнение ЕГРН сведениями о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости для вовлечения их в гражданский оборот. Поставлена задача — решить проблему с недвижимым имуществом, права на которые возникли до появления нынешней системы государственной регистрации прав. В большинстве случаев владельцы такого имущества обзавелись им в 80-90-е годы либо в тот период, когда права на объекты капитального строительства удостоверяли БТИ. Сведения о действующих правообладателях необходимо собрать на один ресурс. Сейчас эта информация раскидана и разрознена, что создает неудобство.

В целях защиты
— Жили же все эти годы люди, владеющие имуществом без записи прав в реестре, почему сейчас решено сделать чистку?
— В народе принято обсуждать, что данный закон направлен лишь на дополнительное пополнение бюджета за счет налогов. Это не совсем так. Прежде всего, зафиксированные сведения в реестре нужны самому владельцу. Отсутствие актуальных и достоверных сведений о правообладателях ранее учтенного объекта снижает степень защиты права собственности и иных вещных прав на такой объект. Есть риск невозможности учета соответствующего права, к примеру, при возмещении убытков при ограничении прав на землю, изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, согласовании местоположения границ земельных участков при межевании, решении вопроса о лице, несущем бремя содержания недвижимости. Как видите, все глобальнее, чем просто налогообложение.

Практика применения

— Как на деле будет реализовываться закон?

— Согласно закону органам местного самоуправления предоставлено право обращаться в орган регистрации прав с заявлением о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и (или) о правообладателе такого объекта.
Отправная точка — сбор информации. Муниципалитеты проводят анализ сведений, имеющихся в их распоряжении, а также полученных в рамках взаимодействия от других ведомств и организаций, относительно недвижимости и правообладателей ранее учтенных объектов.
Потом готовится проект решения о выявлении такого правообладателя, который направляется по адресу регистрации, а в случае наличия электронной почты — электронно. При этом проводится осмотр здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для подтверждения, что они не прекратили свое существование. В случае обнаружения ликвидации объекта орган местного самоуправления должен будет сообщить в Росреестр об уничтожении объекта для исключения сведений о нем из ЕГРН.
Следующий этап — принятие решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта. Если в течение 45 дней со дня получения уведомления потенциальный владелец имущества не направит в муниципалитет возражение, то будет вынесено соответствующее решение.
Завершающая стадия — направление органом местного самоуправления в Росреестр заявления о внесении необходимых сведений в ЕГРН с приложением подтверждающих документов.

О регистрации сообщи в МФЦ

— Закон четко наделил органы местного самоуправления полномочиями проводить мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, а могут ли граждане самостоятельно подать в Росреестр соответствующие сведения?

— Любой гражданин, который является владельцем ранее учтенного недвижимого имущества, права на которые не внесены в ЕГРН, может с паспортом подойти в МФЦ и подать заявление о регистрации ранее возникшего права, приложив к нему правоустанавливающие документы. Регистрация проводится бесплатно.
Хотелось бы подчеркнуть, государственная регистрация ранее возникших прав не является обязательной. Никаких штрафных санкций для граждан не последует.
Хотелось бы отметить еще одно из преимуществ. Во избежание мошеннических действий с вашей недвижимостью вы можете подать заявление о невозможности регистрации права без вашего личного участия. Это возможно, если данные о вашем имуществе внесены в ЕГРН.
Как видите, плюсы наличия прав в государственном реестре очевидны.


Проверка покажет

С 1 июля проверки землепользователей будут проводиться по новым правилам. Произошло это в связи с вступлением в силу Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”. Акцент с проверок в сфере земельного надзора смещается на предупреждение и профилактику нарушений, а также на стимулирование добросовестности контролируемых лиц.
О нововведениях рассказала заместитель руководителя Управления Росреестра по Чувашии Татьяна ВАСИЛЬЕВА:

— Законом закреплен широкий набор средств и механизмов проведения профилактической работы. Государственные инспекторы по охране и использованию земель Росреестра освоят новые виды мероприятий: профилактический визит, консультирование.

В рамках требования нового закона кардинально поменялся подход к проведению проверок. В законе детально прописана процедура их проведения, регламентируются надзорные мероприятия. Законодатель ввел разграничение видов контроля. К привычным форматам — выездной и документарной проверкам — добавились новые формы. В частности, появились инспекционный визит и рейдовый осмотр.
Выездные проверки теперь будут проводиться в исключительных случаях в зависимости от оценки рисков возможных нарушений. Сведения о проверках будут вноситься в Единый реестр контрольных мероприятий, оператором которого выступит Генеральная прокуратура РФ.
В нашей практике нередко бывают случаи, когда, например, при проверке землепользователей по линии государственного земельного надзора выясняется, что гражданин вызывал кадастрового инженера для межевания участка, полностью оплатил услугу и был уверен, что его земля отмежевана и в реестр внесены все необходимые данные.
На деле межевание было проведено, но результат процедуры — диск, где хранился межевой план и координаты участка, несколько лет спокойно пылился на полке дома. До Росреестра, который ведет реестр всех отмежеванных участков с определением их границ, сведения не дошли. Гражданину повезет, если за это время не изменилась форма электронного документа. А ведь случается, что с течением времени диск утрачивает свою актуальность.
Так что имейте в виду: если кадастровый инженер взялся за дело, то он должен довести его до конца. Доказатель­ством того, что услуга сделана в полном объеме, служит выписка из ЕГРН.
Если у вас есть претензии к качеству подготовленных документов, то не затягивая обращайтесь к кадастровому инженеру, чтобы он переделал — бесплатно, как того требует закон о защите прав потребителей. Если он отказывается это делать, следует обратиться в саморегулируемую организацию, членом которой он является. Руководство СРО по закону обязано вызвать инженера, запросить у него объяснения, проверить все документы и поручить исправить их.

  • LF1.jpg
  • Руководитель Управления Рос­реестра по Чувашии Екатерина КАРПЕЕВА.
  • Заместитель руководителя Управления Росреестра по Чувашии Татьяна ВАСИЛЬЕВА