Ребята и рыбята
Основано на реальных событиях.
Ребята и рыбята
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко.
Провожая меня на пляж, бабушка спрашивает мимоходом:
– Надеюсь, ты не забыла, радость моя, что из воды нужно выходить хоть ненадолго, греться на солнышке?
– Помню, помню, – отзываюсь я, выбегая из дома.
Бабушка Маша всё время за меня боится – как бы я не простудилась, особенно во время купания в Хопре. Но я заметила: как только подойдёшь к реке – и вот, пожалуйста – все бабушкины слова сами собой забываются. И тогда начинается беззаботное времяпрепровождение, которое возможно только на летних каникулах и только здесь, в Турках.
Идут ребята в эту пору к реке, чтобы искупаться в прохладных её струях. И мы на велосипедах тоже едем на пляж сквозь прибрежный смешанный лес. В чистом воздухе витает медовый аромат белой кашки, а с Хопра дует ветер с речным запахом и теребит мои распущенные волосы. Суетливые насекомые и прочие маленькие обитатели леса уже с утра наполнили пространство тысячами звуков. Я чувствую, что душу вдруг наполняет сильное чувство любви к этим местам. Здесь набравший за долгий путь ширь и глубину Хопёр выглядит величаво и спокойно, хотя течение его довольно быстрое. Бабушка рассказывала, что название реки очень древнее. Оно произошло от славянского слова «хопить», что значит «хватать, тащить». Так и есть: поймает Хопёр упавшую с дерева ветку, крепко ухватит своими потоками и тащит свою добычу долгие километры.
Жаркое июльское солнце жадно глотает воду. Мелеет Хопёр, отступает от своего берега, оставляя за собой недолговечные лужи. А ведь еще по весне, в половодье, тут кругом была вода. Теперь же Хопёр отдал лету свою дань – живительную влагу, обнажив местами своё русло. Полностью отделились от реки старицы, которые с каждым днем становятся всё мельче. Ещё неделя-другая, и эти водоёмчики совсем исчезнут.
Мы с ребятами ежедневно наблюдаем за одной такой старицей, и нас удивляет быстрота её исчезновения. Вот она, почти совсем уже высохла. Мы останавливаемся, смотрим на миниатюрное озерцо, поросшее вокруг осокой. Я подумала, что, наверное, вижу его в последний раз. Скорее всего, завтра озерца уже не будет: жара заберёт его…
– Смотрите, смотрите! – громко зовёт нас подруга Саша, склоняясь над тёплой водой старицы. – Идите скорее сюда!
Мы с Серёжкой, бросив велосипеды, бежим к краю водоёмчика и вглядываемся в его воду. На самом донышке мы видим неподвижно стоящих, крохотных рыбок, поблёскивающих серебристыми боками. Мальки! А рядом ещё… и еще!
– Жалко, погибнут теперь рыбёхи, – обречённо говорит Серёжка, – вода-то вон какая горячая, вскипит скоро на солнце, и будет здесь уха.
– Бедные рыбята, как в тюрьме вы здесь маетесь, – произношу я, проникаясь сочувствием к этим малышкам.
– А мы их сейчас спасём! Давайте к Хопру канавку прокопаем, по ней вместе с водой мальки в речку спустятся, – предлагает Саша.
И мы с помощью палок и найденного куска железа начинаем копать неглубокий ров. Вода, почуяв свободу, устремляется в быстро появляющееся маленькое русло. Тут мы понимаем, что спасать рыбок нужно как-то по-другому: вода, выйдя из плена старицы, на глазах исчезает, впитываясь в жаркую почву. Наши рыбки, почуяв неладное, волнуются, прячутся из виду.
Новое решение приходит сразу. Мы ловим мальков с помощью целлофановых пакетов, в которых лежали наши вещи, а Серёжка, как ковшом, вычерпывает воду с рыбёшками прямо своей модной бейсболкой. Затем мы бежим к Хопру, бережно неся в руках ценный груз – грязную воду, в которой бешено мечутся мальки. Попав в большую реку, рыбки сначала недоумённо замирают, а затем исчезают в прохладных её глубинах, скрываются среди стеблей прибрежных водорослей. Мы, закончив это «переселение», молча стоим по колено в воде, пытаясь разглядеть спасённых рыбок. А их уже и след простыл…
На пляж ехать теперь не хочется, и мы, смыв с себя речной ил, возвращаемся домой. Наперебой мы втроём рассказываем моей бабушке о наших приключениях. Она улыбается, слушая нас, и говорит: «Я живу на берегу Хопра уже много лет и вижу, что в последние годы река очень изменилась, обмелела, рыбы в ней стало мало. Не хватает Хопру человеческой заботы. Раньше, когда у старого моста стояла мельница, люди относились к помощнице-реке с уважением, чистили её от упавшего леса, берега выкашивали, а зимой во льду устраивали «продыхи». Вот и благодарила нас река своими дарами – чистой водой и рыбой. А вы сегодня помогли молодым рыбкам, а значит и самой реке – не дали стать ей безжизненной. Знаете, если бы рыбки могли говорить, они непременно сказали бы вам «спасибо».
Наступает ночь, а мне не спится. Я думаю о наших рыбках. Как их встретит большая река? Приток Дона – Хопёр – должен стать им хорошим домом, ведь это самая чистая в Европе река! В школе мы изучали, что долина Хопра – это заповедник, и здесь обитает много видов птиц, млекопитающих, среди них – редкий зверёк со смешным названием «выхухоль». Здесь много растений, в том числе реликтовых. Сама река богата рыбой. Здесь ещё пока есть занесённая в Красную книгу стерлядь. Но почему современный человек не дорожит этим достоянием?
Вдруг я вспоминаю, что недавно читала тревожную статью в журнале «Экология и право». Из неё я узнала, что власти хотят начать разработку никелевых месторождений в бассейне реки Хопёр под Воронежем. А это приведёт к беде – загрязнению и обмелению любимой реки, гибели редких животных Хопёрского заповедника! В настоящее время идёт сражение за эту реку. Люди, живущие на её берегах, участвуют в митингах «В защиту Хопра». Они пытаются сберечь свою кормилицу-реку и выступают против добычи никеля на территории Прихопёрья.
Что станется тогда с нашими рыбками, если победят бездушные люди, желающие обогатиться на разработках месторождений? Я хочу, чтобы мальки выросли и жили счастливой рыбьей жизнью! Люди, остановитесь! Эти места нельзя губить! Пусть живёт наш Хопёр, пусть он будет чистым и вольным! Я верю, что благоразумие победит, и человек перестанет быть назойливым потребителем природных даров. Он, Человек Разумный, наконец-то научится беречь своё жилище – Землю!..
Автор: Гавва Вера, МОУ «СОШ №76», 10 «А» класс;
Руководитель: Гавва Ю.В., педагог-библиотекарь