Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Как Феникс из пепла

8

После того, как “Грани” и “Алатырские вести” обменялись публикациями, редакция газеты старинного города пригласила нас в гости. “Грани” не замедлили воспользоваться любезным приглашением. За три с половиной часа, преодолев более 200 километров на “Газели”, мы оказались на юге республики. 

Свято-троицкий собор. Фото Валерия Бакланова.

Недавно привезенный колокол весит 9 тонн. 

Улицы и дома
Алатырь расположен в месте, где речка с одноименным названием впадает в Суру. Поселение основано в 1552 году. Городом стало в 1780-м. Основные промышленные предприятия — акционерные общества “Электроавтомат”, “Электроприбор”, завод низкотемпературных холодильников, “Альба” (по изготовлению пианино), мебельная фабрика. Это всего лишь строчки из справочника. Гораздо интереснее увидеть все своими глазами. Тем более что многие из нас оказались в Алатыре впервые.
Мы въехали в город по улице Гагарина, однако местные жители чаще называют ее по-прежнему — Ямской. Она находится на окраине, ей больше ста лет, тянется на многие километры. Раньше тут жили ямщики. Одноэтажные дома в большин­стве своем выкрашены в красно-коричневый цвет. Позже услы­шали такое объяснение: дескать, завезли в Алатырь по железной дороге целую цистерну краски. На станции не знали, куда ее девать, вот и досталась она алатырцам. Конечно, это всего лишь одна из городских легенд, не более того.
Есть в городе трех, пятиэтажные дома. Новые кварталы в народе называют “Стрелка” и “Бугор”. В первом из них дома не разделены на улицы, имеют только нумерацию. Причем пятый может соседствовать с двенадцатым, а седьмой быть далеко в стороне. В этом вся “Стрелка”.
Редакция “Алатырских вестей” находится на первом этаже жилой пятиэтажки в помещениях двух переоборудованных квартир. Журналисты рассказали, что в каждом выпуске газеты стараются соблюсти пропорцию: половина материалов о городе, другая — об Алатырском районе. То же и с поздравлениями глав района и города на первой странице. Если, допустим, к одному празднику на первое место ставят мэра Алатыря и лишь затем главу района, то к следующему торжеству — наоборот. Весьма нежелательно, чтобы очередность была нарушена…
Забегая вперед, скажу, что в конце дня выдалось немного свободного времени, и мы просто побродили по городу. В Алатыре, по данным 2001 года, проживают чуть более 46 тысяч человек. Казалось бы, немного, однако по территории город больше нашего как минимум втрое (за счет частных домов). Тем не менее заблудиться сложно. Застройка квартальная: ряд параллельных улиц пересекают перпендикулярные. Нередко после перекрестка асфальтированная дорога сменяется грунтовой, а пятиэтажки уступают место деревянным домам. На улицах установлены водопроводные колонки, частные дома опутаны газораспределительными сетями низкого давления, выкрашенными в желтый цвет. Словом, Алатырь — город контрастов.
Здесь сохранилось немало каменных зданий конца XIX — начала XX веков. Правда, находятся они не в лучшем состоянии. Набрели на разрушенный храм. Без куполов и колокольни, оскверненный, заросший бурьяном, он, как корабль с пробитыми бортами, без мачт и парусов, ждет своего часа. Раньше Алатырь насчитывал почти два десятка действующих церквей и соборов, сейчас многие из них только начинают восстанавливать. Объединенная делегация алатырских и новочебоксарских журналистов побывала в нескольких.

Храм Иверской иконы Божией Матери

На улице Ленина, напротив завода “Электроавтомат”, расположен больничный комплекс. На его территории и находится церковь, настоятелем которой является отец Василий Паскье (интервью с ним опубликовано в “Гранях”, №143-144 за 8 июня). Ремонт здания еще не окончен, строительные леса не убраны. Отцу Василию требуются помощники.
И все же сделано многое. Иконостас выполнен из светлых и темных пород дерева. Удивила искусная резьба, украшающая его. На месте больших икон пока развешаны маленькие. Вдоль стен расставлены скамейки (для немощных и больных). Под сиденьями специально предусмотрены места, куда можно на время поставить сумки.
Храм небольшой, но для продажи церковных книг, свечей и других ритуальных принадлежностей нашлось отдельное помещение. В целом церковь производит впечатление уютной, светлой обители. После посещения ее многие из нас почув­ствовали умиротворение.

История Свято-Троицкого мужского монастыря

Монастырь древний, основан в XVI веке. Однако, когда мы во­шли в его ворота, почувствовали себя как на гигантской стройке. По территории то и дело сновали рабочие, тут и там громоздились строительные материалы, гудели бульдозеры, краны и другая техника. В глаза бросилась деревянная звонница. На различной высоте висели 11 колоколов: от большого, весом в 2700 килограммов, до самого маленького пудового (16 килограммов). Рядом дожидается установки еще один гигант­ский, отлитый на Урале. Сейчас строится 83-метровая колокольня, на которой и разместят все 12 колоколов.
Экскурсию для нас провел отец Пахомий. Он рассказал, что монастырь основан во время похода Ивана Грозного на Казань. Стопятидесятитысячное войско стало лагерем неподалеку. Возвели крепость, а рядом — монастырь. Первые постройки его были деревянными, до нынешних времен не сохранились. Когда в 1748 году рыли котлован под каменный храм, нужно было перенести несколько могил. В одной из них обнаружили нетленные мощи схимонаха Вассиана, почившего за пятьдесят лет до этого. А потом начались чудеса. После прикосновения к его мощам люди стали исцеляться от самых разных болезней.
Тяжелые времена для верующих наступили после революции. В 1926 году была уничтожена уникальная шестидесятиметровая четырехъярусная колокольня. Колокола сбросили вниз, а само здание взорвали. Спустя три года власти во­все закрыли монастырь. Территорию разделили надвое. На одном участ­ке появилась баянная фабрика, другой превратили в тюрьму НКВД. Сюда привозили “врагов народа” и их семьи. Спустя десятилетия, когда началось восстановление храмов, монахи обнаружили на месте застенков останки более чем трехсот человек. Самое страшное, среди них были и детские черепа с пулевыми отверстиями. Жертв ре­прессий похоронили на территории монастыря в трех братских могилах. Что касается баянной фабрики, то сначала ее переоборудовали в лыжную. Затем, во время Великой Отечественной войны, здесь разместилась эвакуированная с Западной Украины махорочная фабрика. Закрыли ее в 1988 году.
В 1995-м монастырь принял нынешний настоятель архимандрит Иероним. С того времени и по сей день продолжается возрождение. Сейчас благодаря более чем двадцати организациям со всей России в Алатырь поступают денежные пожертвования и стройматериалы.
Братия и настоятель
Постриженный в Псково-Печер­ском монастыре, духовное чадо старца Иоанна Крестьянкина, отец Иероним долгое время подвизался на Афоне. Потом был отшельником в Иудейской пустыне в Палестине. В Свято-Троицкий монастырь он привнес традиции святой горы Афон. Сейчас в монастыре 161 насельник. В том числе сорок монахов, четверо иноков, трое схимников (отшельников), пятьдесят один по­слушник. Остальные — так называемые трудники и кандидаты. 75 человек проживают в Рождественском скиту (о нем речь пойдет дальше).
В основу распорядка дня положен устав афонских мона­стырей. Подъем в 4 часа 45 минут. После молитвы в кельях к 6 утра все собираются на получасовое утреннее богослужение. Затем оно продолжается дальше, но те, кто в нем не занят, отправляются на завтрак, затем на назначенное послушание. В час дня по расписанию обед. Людей оповещают при помощи колокольчика. Летом насельники трудятся до ужина, лишь некоторые прерываются на полдник (те, кто стар и немощен либо занят на тяжелых работах). В пять часов пополудни начинается вечернее богослужение. После него в трапезной читается молитва на сон грядущий, братья получают благословение, целуют крест. До закрытия ворот монастыря (в 22 часа) они свободны. Насельники живут одной общиной. Личного имущества почти не имеют. Даже одежду им выдают со склада.
И еще об одном обязательном правиле. Паломники, дети, трудящиеся на территории женщины должны к 22 часам покинуть пределы монастыря.

Храмы
В данное время в монастыре пять действующих храмов. Два из них посетить не получилось. В пещерной церкви в честь преподобного Серафима Саров­ского шло таинство Соборования. Еще в одном, Сергия Радонежского, — подготовка к вечерней службе. Потому поднялись в храм Казанской иконы Божией Матери. Он освящен в 1849 году при архимандрите Изекииле, по­вторно — архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в 1996 году. Все внутреннее убранство церкви сделано из дуба. По стенам развешаны старинные иконы, некоторым из них по четыреста лет. Они со­браны в разных местах отцом Иеронимом. Икона, давшая название церкви, привезена из Греции, с Афона, в 1911 году.
Самая высокая постройка монастыря — Свято-Троицкий собор. Возведен на месте старого каменного храма, освящен в сентябре прошлого года. Включает в себя два храма. Нижний — в честь Покрова Божией Матери. Высота потолков здесь составляет 7 метров. Деревянный иконостас изготовлен в Мордовии. Большинство икон (“Блаженной Матроны”, “Взыскания погибших”, “Ксении Петербуржской”…) написано в местной иконописной мастерской.
Если нижний храм внушает благоговение, то верхний, по­священный Святой Троице, вызывает настоящий трепет. Стены и полы его выложены мрамором. Металлический инкрустированный иконостас, хоругви и вся утварь покрыты золотом. Паникадило под куполом также позолоченное, сделано по специальному заказу в форме восьмигранника. Когда лучи солнца попадают в зал, кажется, что он залит огнем. Такие многомиллионные затраты, рассказал отец Пахомий, сделаны благодетелями, меценатами с Урала. Потому и иконостас выполнен в уральской манере.
Покинув блистающее великолепие, мы отправились в Рождест­венский скит.
Андрей СЕРГЕЕВ.
(Продолжение следует.)