Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Лицом к лицу сошлись читатели, издатели, писатели...

13

В этом году журналисты “Граней” впервые попробовали силы в таком специфическом жанре, как книжная рецензия. В течение нескольких месяцев в рамках всероссийской акции “Читают все!” мы публиковали свои отзывы на новинки книжного рынка, которые приходили в редакцию по почте из Москвы. И неожиданно оказались среди финалистов. Из более чем сотни журналистов региональных изданий, принимавших участие в конкурсе, организаторы выбрали 22 претендента на победу в девяти номинациях, пригласили их в столицу. Так автор этих строк попал на XIX Московскую международную книжную выставку-ярмарку (ММКВЯ).
 

Книги
и издательства
Выставка проходила с 6 по 11 сентября в трех павильонах ВВЦ. В одном обосновалась “Читай-ка” (детская литература), в другом — производители полиграфической продукции, однако внимание посетителей в первую очередь привлекал павильон № 57. Он вместил не только “взрослые”, но и детские издательства, а также стенды организаций, имеющих лишь косвенное отношение к традиционным книгам, напечатанным на бумаге. Речь о так называемых аудиокнигах на дисках и кассетах. Выбрать здесь было из чего: от произведений Пушкина, Толстого, Бунина, Куприна до самых свежих новинок отечественной и зарубежной литературы. И это не считая учебных пособий и публицистики.
Книги на ярмарке также можно было приобрести на любой вкус. Они стоили на двадцать-тридцать процентов дешевле, чем в магазинах. Впрочем, были и исключения. Например, миниатюрные издания вообще сложно отыскать в свободной продаже. Здесь же была выставлена целая коллекция. Самая маленькая книга — не больше фаланги человеческого пальца, другие (например, “Евгений Онегин” Пушкина) — со спичечный коробок. Ну а самые большие издания из представленных на выставке таковы, что занимали площадь как минимум половины столешницы письменного стола.
Со своей продукцией посетителей ММКВЯ знакомили крупные, средние и малые издательства со всей России, ближнего и дальнего зарубежья. Нашу республику скромно представила Чебоксарская типография № 1.
Почетным гостем нынешней выставки стала Франция. Состоялись встречи с представителями ее посольства в Москве, несколько презентаций книг французских писателей, конференция “Современная француз­ская литература для детей и подростков”.
Писатели и читатели
Одна из примечательных особенностей выставки — возможность пообщаться с любимым писателем, что называется, “вживую”. Нужно лишь внимательно отследить программу на каждый день по нескольким крупным издательствам. (В средних на такие встречи приходят преимущественно звезды второй и третьей величины.) Например, огромная толпа выстроилась к Дарье Донцовой. Она подписывала книгу очередному поклоннику своего творчества и одновременно расспрашивала его о том, как он живет, чем интересуется. И разговаривала так, будто это первый и един­ственный ее собеседник, а не девяносто девятый по счету. Донцову я не читаю, но такое отношение к читателям весьма импонирует. Причем писательница не ушла, сославшись на занятость или усталость, пока не поговорила с последним человеком в череде ожидающих.
В нынешнем году в выставке приняли участие Эдуард Успенский, Андрей Белянин, Мария Семенова, Михаил Веллер. Свои книги представили Владимир Турчинский, известный также как Динамит, Владимир Шахрин из группы “Чайф”.

“Бестселлер года”
Газета “Книжное обозрение”, организовавшая акцию “Читают все!”, подвела на выставке итоги ежегодной премии “Бестселлер года”. Каждую неделю в редакцию со всей России поступали сведения о продажах книг в магазинах. Данные собрали воедино, обобщили, пригласили на церемонию авторов и издателей. И вот что получилось.
Среди романов в переплете победу одержал Дэн Браун с “Кодом да Винчи”. Издателям рус­скоязычной версии книги главный редактор “Книжного обо­зрения” Александр Гаврилов передал... кодовый замок и попросил выслать его автору произведения. (Другие награды также были шуточными.) Самой популярной художественной книгой в мягкой обложке оказалась “Дьявол носит “Prada” Лорен Вайсбергер.
Лидерами продаж за год среди публицистических книг стали “Налоговые схемы, за которые посадили Ходорковского” Артема Родионова (переплет) и “Очки-убийцы” Олега Панкова (мягкая обложка). Из издательств наибольшей популярностью пользовались книги “Эксмо”, из авторов — Дарьи Донцовой. Двадцать три ее романа за год поочередно попадали в рейтинги.
Андрей СЕРГЕЕВ.

P.S. Диплома в номинации “Лучшая аннотация” я не получил. Он достался Альбине Золотухиной из “Вечернего Челябинска”, которая уже девять лет ведет рубрику “Книжная полка” в своем издании, так что ее победа заслуженна. Тем не менее, считаю, моя поездка не стала напрасной. В последующих номерах “Граней” будут опубликованы эксклюзивные интервью, которые удалось взять у нескольких известных писателей.