Стандарт? Есть стандарт!
Первого декабря 2007 года вступил в силу Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта”. Как новый документ отразится на жизни школ, колледжей, ПУ, техникумов и вузов? Что ждать ученикам, учителям и родителям? Эти вопросы обсуждались на круглом столе, организованном в Министерстве образования и науки РФ.
Особенности нового документа
Заместитель министра, заслуженный учитель России Исаак Калина пояснил: “Стандарты в образовании — это система гарантий государства ученику и студенту. Гарантий того, что содержание образования будет соответствовать перспективным потребностям общества, экономики...”.
В чем же особенность нового стандарта? Главное — впервые в его структуре появились требования к условиям обучения. Иначе говоря, если раньше было прописано только то, чему и как учить, то теперь включено множество иных аспектов. Например, какие помещения, оборудование потребуются, в какую сумму обойдется процесс обучения. То есть описываются обязательства не только ученика и педагога, но и учредителя образовательного учреждения.
Директор НИИ охраны здоровья детей и подростков научного центра “Здоровье детей” Владислав Кучма обратил внимание участников круглого стола на гигиенические требования, которые теперь также стали одной из составляющих государственного образовательного стандарта. Наличие площадки (стадиона) при школе, планировка здания, естественное и искусственное освещение, учебная мебель, ее расстановка, рассадка ребят, планирование работы за компьютером — все это учтено в новом документе. Что раньше прописывалось санитарными нормами, теперь закреплено в федеральном законе о стандарте образования.
Еще одно требование, включенное в структуру, — наличие квалифицированных кадров для реализации образовательных программ. Иными словами, муниципалитеты и директора должны добиваться, чтобы все предметы в школе вели только квалифицированные преподаватели. А поможет им в этом эксперимент по введению новой системы оплаты труда, рассчитанной на поддержку талантливых и инициативных педагогов.
Вариативность обучения
Раньше школьная программа имела три составных компонента: федеральный, региональный, школьный. В новом стандарте две части: инвариантная и вариативная. Как они соотносятся?
В начальной школе вариативная часть минимальна, зато обязательная к изучению всеми школьниками страны (инвариантная) составляет почти 100 процентов. В 5-9 классах доля вариативной части программы чуть увеличивается. В старших классах, по оценкам экспертов, она может достигать 30 процентов всей образовательной программы. Кстати, в высшем образовании вариативная часть еще более значима. По словам И.Калины, вузы должны перейти на двухуровневую подготовку: бакалавров и магистров. На уровне магистрата вариатив может превышать 50 процентов и доходить до 70 процентов всей программы подготовки.
Обе части программы финансируются из республиканского бюджета. Вариативная содержательно наполняется самим образовательным учреждением. Как заметил И.Калина, “школы не теряют возможности формировать учебную программу с учетом мнения родителей и учеников конкретного региона”.
Детали последуют...
Заместитель начальника управления образования Александр Осокин считает, что впервые государство определилось в своей политике образовательных стандартов. Политика эта реализована в принятом законе. Предыдущие стандарты (2004 года), принятые Минобрнауки РФ, имели лишь рекомендательный характер.
Итак, государственный образовательный стандарт утвержден. Однако стандарты по конкретным предметам и специальностям еще предстоит принять Министерству образования и науки РФ.
Андрей СЕРГЕЕВ.