Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Стройки века еще впереди

13
ООО “Новочебоксарская фирма” — одна из самых крупных и сильных “дочек” ЗАО “ВНХМ”, лидера современного сварочного производства, входящего в структуру ОАО “НК “ЛУКойл”. Оно одним из первых среди строительных компаний аттестовало систему управления каче­ством на соответ­ствие международным стандартам ИСО 9001‑2001. Специалистам “ВНХМ” доверяют сложнейшие проекты, среди которых нефтяные отгрузочные терминалы, хранилища и нефтеперерабатывающие заводы, газоочистные комплексы.
О том, как создавался мощный технический потенциал предприятия, его перспективах рассказал главный инженер ООО “Новочебоксарская фирма”, дочернее общество ЗАО “Волгонефтехиммонтаж” Равиль Хуснутдинов.
Главный инженер ООО “Новочебоксарская фирма”, дочернее общество ЗАО “Волгонефтехиммонтаж” Равиль Хуснутдинов.  Фото Валерия Бакланова.— В 1962 году трест “Волгонефтехиммонтаж” открыл свой новочебоксарский участок ввиду предстоящего огромного объема работ на строительстве химического гиганта, энергетических объектов и промышленных предприятий. Специалисты “ВНХМ” всегда славились умением вести сложные монтажные работы, участвовали в строительстве важнейших народно-хозяйственных объектов республики и страны.
— А на каких стройках довелось вам работать?
— Я пришел в новочебоксарское управление треста “ВНХМ” в 1985 году по распределению после окончания механического факультета Казанского химико-технологического ин­ститута (КХТИ). Приняли мастером и сразу же командировали в село Красноармейское, где шло строительство перекачивающей станции № 23 на газопроводе Уренгой — Помары — Ужгород, одного из знаменитых объектов того времени.
Затем в цехе № 11 на “Хим­проме” наш участок смонтировал девять 63-метровых ректификационных колонн.
В 90-е годы промышленных объектов почти не строили, монтажники простаивали. Мы хватались за любую работу и искали ее по всей стране. Узнали, что на моей родине, в Буин­ском районе Татарстана, собираются реконструировать сахарный завод. С директором Виктором Анатольевичем Долиным поехали туда, рассказали о возможностях предприятия, предложили свои услуги и получили заказ. Работы выполняли качественно и в срок. О нас узнали ульяновцы и попросили провести реконструкцию на аналогичном заводе. В то же время заключили договор на газификацию трех сел. Так мне пришлось руководить работами сразу на пяти объектах.
Затем  возвратились на “Химпром”, где началась демилитаризация бывшего третьего производства. На обособленном заводе № 4 вели демонтаж четырех кабин, предназначенных для испытания химиче­ского оружия. Это были герметичные комнаты с металличе­скими стенами толщиной от 30 до 60 миллиметров с небольшими иллюминаторами.
В программе демилитаризации наши монтажники участвовали в поселке Морадыково Кировской области, где по­строили завод по уничтожению химиче­ского оружия. Там под землей расположены военные склады с боеприпасами, изготовленными новочебоксарскими химиками. До 2012 года боеприпасы все должны быть уничтожены, а завод демонтирован.
— Трудно попасть в структуру “ЛУКойла”?
— Конечно, пришлось доказывать, что мы лучшие. Опытный и высокопрофессиональный коллектив удалось сохранить в трудные  90-е годы. Кроме того, освоили современные технологии монтажа, приобрели классное оборудование, внедрили систему управления каче­ством, соответствующую международным стандартам.
В нашем распоряжении наи­лучшие на сегодняшний день трансформаторы, оснастка, обеспечивающая удобную и точную стыковку листов, аттестованные сварщики, дефекто­скописты, лицензированная технология. Благодаря этому наш коллектив один из немногих в стране овладел методом полистовой сборки резервуаров.
— Вы закончили проект “ЛУКойла” в Варандее, а дальше что?
— Заказов на строитель­ство резервуаров у “ЛУКойла” дей­ствительно стало меньше. Но такие хранилища нужны и другим компаниям, например, ТНК‑ВР. Она начинает разработку разведанных запасов в Тобольском районе Тюменской области. Объявлен тендер на строительство терминалов, мы поборемся за заказ с монтажниками из Краснодара. В Сибири предстоит тянуть нефтепровод по тайге, смонтировать станцию очистки от серы, резервуары.  Если выиграем тендер, работать будем в глухой сибир­ской тайге, но жить не в палатках, как комсомольцы 30-х годов, а в благоустроенных домиках. Думаю, что стройки века у нас еще впереди.
Сейчас “ВНХМ” в Нижнекамске строит огромный современный нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) “ТАНЕКО”. Кроме того, во Владимире монтируем металлоконструкции на заводе по производству компонентов для полиуретанов, помогаем увеличивать мощности на НПЗ “Норси”. В Усть-Луге Ленин­градской области также должны смонтировать до конца года резервуары, два 20-тысячника для “Рос­нефти”.
Сейчас набираем группу специалистов из 75 человек, которую 3 января отправим в Болгарию. В Бургасе “ЛУКойл” собирается реконструировать НПЗ, где нам предстоит выполнить большой объем работ. Думаю, они хорошо заработают, только командировочные составляют 40 долларов в день.
— Предприятие ощущает кадровый голод?
— Сегодня у нас трудятся около 650 человек, но численность планируем довести до 1000. Тем не менее мы не принимаем всех подряд, стараемся выбирать подготовленных сварщиков и монтажников. Новички при по­ступлении сразу идут в аттестационный класс и показывают, на что способны. Хорошо варят — отправляем на производ­ство, слабовато — еще месяц учатся, при этом получая около 5 тысяч рублей. Их командируем в
Кстово, где у нашего акционерного общества имеется отлично оборудованный учебный центр. Всего четыре недели интенсивного обучения, и в Новочебоксарск возвращают уже неплохого специалиста, подготовленного в соответствии с нашими требованиями.
— Современное производство требует постоянного совершенствования, это касается и квалификации персонала, и оборудования.
— Чтобы быть в курсе по­следних достижений сварочного производ­ства, специалисты, и я в том числе, не пропускаем почти ни одного семинара, конференции или выставки. На днях вернулся из Нижнего Новгорода, где ознакомился с экспозицией шведской фирмы “Еsaв”, выпускающей сварочное оборудование. Мы у них покупаем аппараты, электроды.
Сварщики уже привыкли работать на хорошем оборудовании и гарантируют требуемое качество шва только при наличии импортных материалов. Это все равно, что пересесть с “Запорожца” на “БМВ”, обратно не хочется.
— Кстати, об автомобилях. Слышал, вы большой любитель автодела.
— С точки зрения “повозиться с техникой”. До недавнего времени ездил на отечественных машинах, последняя была “Волга”. Там большие возможности для утоления моей страсти к усовершен­ствованию узлов, перепроверкам техниче­ского состояния агрегатов, одним словом, много поводов по­крутить гайки, попачкать руки, поломать голову над какой-нибудь автозадачей.
— Чем еще занимаетесь в свободное время?
— Очень люблю баню, хожу в парную два раза в неделю. Не чураюсь физкультуры, играю в футбол, волейбол. Я уроженец деревни и с охотой занимался огородом, посадками, но из-за отсутствия свободного времени (постоянно на работе и в командировках) пришлось садовый участок продать.
— Расскажите о себе и своей семье.
— Родился в селе Черки-Дюртели Буинского района в 1962 году. Отец работал председателем колхоза, мама в полеводческой бригаде. В селе окончил десятилетку, потом по­ступил в КХТИ.
Жена возглавляет ТСЖ, сын — студент КХТИ, дочка — Санкт-Петербургского биотехнологического университета.
— Имеются награды?
— Почетные грамоты нашего ЗАО “ВНХМ”, Минстроя Чувашии. Недавно представлен к званию “Почетный строитель Российской Федерации”.
Алексей Мигунов.