Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

И снится рокот космодрома

18
Уроженец чувашского поселка Вурнары Валериан Тихонов посвятил свою жизнь развитию ракетостроения в нашей стране. Окончив Московский авиационный институт, он более двадцати лет проработал на знаменитом Байконуре, участвовал во многих запусках на околоземную орбиту пилотируемых кораблей. Вернувшись на малую родину, продолжил главное дело жизни на новом поприще, создал ассоциацию содействия космонавтике “Байконур — Чебоксары”, хорошо известную ныне в Чувашии и за ее пределами. Организация оказывает помощь семьям ветеранов космодрома в трудоустройстве, решении жилищных проблем, занимается широкой научной деятельностью. Много внимания уделяет подрастающему поколению, его духовному, физиче­скому воспитанию.
В рабочем кабинете президента ассоциации разложены строительные проекты, макеты жилых застроек, космических аппаратов. На стенах множество фотографий героев космоса, а в приемной офиса целая музейная экспозиция на эту тему.
Президент ассоциации содействия космонавтике “Байконур — Чебоксары”, вице-президент Федерации космонавтики России, заслуженный испытатель космической техники Валериан ТИХОНОВ.  Фото из архива В.Тихонова.— Валериан Петрович, рокот космодрома до сих пор снится?
— Теперь уже реже, прошло ведь почти тринадцать лет, как оставил работу на Байконуре. В последние годы в связи с тем, что появились новые обязанности, приходится часто бывать на космодроме. И это всегда особенное событие, которого ожидаешь с волнением.
— Вы сын известного чувашского поэта Петра Ялгира. Стоял выбор между физикой и лирикой?
— Влияние отца, его творчества, безусловно, сказалось на моем формировании как личности, выработало отношение к словесности, поэзии. Люблю читать, пробовал писать стихи. Но в 70-е годы прошлого века молодежь стремилась к техниче­скому образованию. Не стал исключением и я. Такой интерес не в последнюю очередь был вызван стремительным развитием космических исследований. Авиационный институт выбрал вполне осознанно и впослед­ствии ни разу не пожалел.
— История создания уникального космического комплекса Байконур многократно описана и показана. Но каждый раз, когда об этом говоришь, не перестаешь удивляться человеческому гению, выдержке, упорству тысяч людей, сумевших воплотить мечту о космосе в жизнь.
— В этом году космодром отметил 53-ю годовщину. В юбилейном, 2005-м, мне довелось побывать на торжествах, в которых принимали участие президенты России и Казахстана. Главы обоих государств, к слову, всецело поддержали нашу инициативу по образованию региональной ассоциации содействия космонавтике.
— В одном издании прочитал, что в качестве стартового полигона рассматривалась и территория Марийской Республики.
— Было несколько вариантов строительства космодрома: в Марийской АССР (там во время Великой Отечественной войны появились большие вырубки леса, хорошие транспорт­ные пути), Дагестанской АССР (западное побережье Каспийского моря), Астраханской области, в полупустыне Казахской ССР.
Лучше других всем требованиям отвечал четвертый вариант в районе разъезда Тюратам у реки Сырдарьи, хотя и был самым тяжелым во всех отношениях. Здесь резко континентальный климат. Летом жара до плюс 45 градусов в тени, пыльные бури, зимой морозы до минус 36, сильные ветры. Об этих местах, о жизни кочевников, видевших сполохи ракетных стартов, прекрасно рассказал Чингиз Айтматов в романе “И дольше века длится день”.
Люди, в основном военные строители, в тяжелейших условиях трудились практиче­ски круглосуточно. 15 мая 1957‑го, через два года после закладки первого здания, была дана команда “Ключ на старт!”, и взлетела первая ракета-носитель Р-7, оставив пусковую установку целой и невредимой. А 4 октября того же года со старта ушла пятая ракета. Так началась космическая эра человечества.
— Сколько человек проживает в Байконуре?
— Свое нынешнее название он получил в декабре 1995‑го. В разное время Байконур именовался по-разному: Ташкент-90, поселок Заря, Ленин­ский, город Звездоград, Ленинск. По первоначальному проекту закладывался для пяти тысяч человек постоянного персонала, сегодня здесь проживают свыше ста тысяч. Днем обычно на улицах безлюдно, к вечеру город оживает.
— По телевизионным репортажам запуск ракет проходит очень буднично, хотя зрелище всегда эффектное.
— Это внешнее впечатление, когда смотришь со стороны. А на стартовой площадке идет напряженная работа сотен специалистов. От их слаженных действий зависят успех или провал операции, жизнь экипажа.
Никогда не забуду сентябрь 1983 года. Мы находились на наблюдательном пункте на расстоянии 1500 метров от стартового стола. Ракета с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым на борту слегка “парила”, освещенная прожекторами. Пошли команды “Ключ на старт!”, “Протяжка один!”, “Продувка!”. Отошла заправочная мачта, и только кабель-мачта тонкой нитью связывала корабль с землей. “Зажигание!” — обычно при этой команде ракета, плавно ускоряясь, поднимается вертикально и уходит со стартового стола. Но случилось ЧП — ракета-носитель осталась на месте. В ее нижней части вспыхнуло и быстро разрасталось пламя. Экипаж спас “стреляющий” генерал А.Шумилин (руководитель, управляет запуском), мгновенно выдавший команду операторам на включение системы аварийного спасения. Произошел отстрел от ракеты-носителя спускаемого отсека корабля. Космонавты не погибли. Корабль же взорвался и полностью сгорел.
В истории космонавтики, конечно, случаются трагедии, но, к счастью, их не так много.
— Как возникла идея создания ассоциации содей­ствия космонавтике?
— Жизнь на космодроме научила многому, прежде всего постоянной творческой напряженной работе, упорству в достижении цели.
Мечта всех байконурцев — иметь нормальное комфортное жилье на большой земле после многолетнего труда вдали от родины. И такую возможность им сегодня ассоциация предоставляет. Хотя все складывалось не так просто. Пришлось походить по чиновничьим кабинетам, прежде чем выделили заброшенный участок земли в овраге с практически лунным ландшафтом, переубеждать скептиков, не верящих, что из этого проекта что-то может получиться. И все же нам удалось по­строить микрорайон под названием Байконур с главной улицей имени академика С.Королева, возвести часовню во имя святого Георгия Победоносца в память покорителей космоса.
Заложен и большой общественный центр имени летчика-космонавта Андрияна Николаева. Наши космические земляки Николаев, Манаров и Бударин одними из первых под­держали и способствовали идее образования в республике ассоциации “Байконур — Чебоксары”. Микрорайон стал местом встречи многих космонавтов России. Сюда они приезжают, как к себе домой.
В этом году мы осуществили заветную мечту многих мальчишек и девчонок посмотреть своими глазами, как на космодроме Байконур стартуют настоящие пилотируемые ракеты. В далекое путешествие в Казах­стан отправилась делегация (более ста человек) вместе с космонавтами Виктором Горбатко и Николаем Будариным. Добирались до места назначения лайнером из Казани. В городе Байконур ребята побывали в домиках, где жил Сергей Королев, ночевали перед стартом многие из первых космонавтов: Юрий Гагарин, Андриян Николаев. Бурю эмоций все пережили, когда о готовности правитель­ственной комиссии  доложил экипаж корабля в составе командира Сергея Волкова, бортинженера Олега Кононенко и женщины-космонавта кореянки Ли Со Ен. До запуска ракеты ребята пообщались на смотровой площадке с легендарными космонавтами Валентиной Терешковой и Алексеем Леоновым. Запуск прошел в штатном режиме.
Думаю, глядя на все происходящее наяву, члены делегации испытали большую гордость за нашу страну, ее мощь, воплощенную в ракете. Такие минуты остаются на всю жизнь.
Нынче возили ребят в Королев, в Центр подготовки космонавтов. В Центре управления полетами на большом экране они посмотрели запуск ракеты на Байконуре.
— Скажите, если не секрет, в отряде космонавтов наши земляки есть?
— В настоящее время, точно знаю, нет. Но надеюсь, что по­явятся. Отряд сейчас небольшой. В прошлом году в России насчитывалось, по данным журнала “Новости космонавтики”, 36 активных космонавтов, из них 15 имеют опыт полетов, и 7 кандидатов в космонавты.
— Ракеты в космос отправляли, даже не один дом, а целый микрорайон выстроили, детей поставили на ноги, дерево, надеюсь, тоже посадили. О чем еще мечтаете?
— Завершить начатое, чтобы специалисты, работающие на космодроме, с окончанием трудовой деятельности имели возможность переехать на место жительства в Чувашию.
Валерий Палладьев.